Найти в Дзене
Белая Обезьяна

Про парк Никола-Ленивец - и немного про когнитивные "ловушки" в велотуризме

Этим летом я намного меньше путешествую на велосипеде, чем обычно. 2 августа, в день ВДВ и на Илью Пророка, я вырвался таки в однодневную поездку. Туда, где я уже был, на самом деле, но был "неправильно". Сейчас расскажу. План статьи будет такой: Что это за место? Вообще, Никола-Ленивец - это просто название крохотной деревни в Дзержинском районе Калужской области. Места здесь красивые, протекает речка Угра - та самая, на которой было историческое "стояние" в 1480-м году, хотя и ниже по течению. И места эти не очень доступные - вдали от трасс, железной дороги. И вот в этих, красивых, но относительно глухих местах, расположен арт-парк Никола-Ленивец. Здесь находится несколько объектов современного искусства, порою - очень больших размеров. Должен заранее сказать, что оценить именно художественную сторону парка я не смогу - просто не разбираюсь в современном искусстве. Впечатляют сами масштабы и фотогеничность объектов. Места здесь, выразимся так, инстаграммные, модные, в том числе - ср
Оглавление

Этим летом я намного меньше путешествую на велосипеде, чем обычно. 2 августа, в день ВДВ и на Илью Пророка, я вырвался таки в однодневную поездку. Туда, где я уже был, на самом деле, но был "неправильно". Сейчас расскажу.

План статьи будет такой:

  • Что это за место - Никола-Ленивец
  • Как я ездил туда в первый раз
  • Фото некоторых объектов парка Никола-Ленивец
  • Советы тем, кто соберётся посетить это место сам, на автомобиле или велосипеде, как я

Что это за место?

Вообще, Никола-Ленивец - это просто название крохотной деревни в Дзержинском районе Калужской области. Места здесь красивые, протекает речка Угра - та самая, на которой было историческое "стояние" в 1480-м году, хотя и ниже по течению. И места эти не очень доступные - вдали от трасс, железной дороги.

И вот в этих, красивых, но относительно глухих местах, расположен арт-парк Никола-Ленивец. Здесь находится несколько объектов современного искусства, порою - очень больших размеров. Должен заранее сказать, что оценить именно художественную сторону парка я не смогу - просто не разбираюсь в современном искусстве. Впечатляют сами масштабы и фотогеничность объектов. Места здесь, выразимся так, инстаграммные, модные, в том числе - среди москвичей. Здесь же проводятся различные фестивали, самые знаменитые из которых - "Архстояние" и "Signal".

Как я ездил туда первый раз

И вот, раз уж место модное, то я решил там обязательно побывать. И, конечно, на велосипеде - велосипедист я увлечённый. Использовать велосипед ради целей краеведения начал почти сразу после того, как научился на нём ездить - в 25 лет (я серьёзно).

Первую попытку я предпринял году в 2016 или 2017, уже не помню точно.

Я поставил себе задачу - одним днём доехать туда, осмотреть парк и вернуться обратно. Никаких ночёвок я не планировал. На территории парка они платные, кстати. Да и зачем, думал я, там примерно 70 км в одну сторону. Мне такое по плечу.

...Короче, я сразу перейду к итогу: велокомпьютер показал, что я проехал в тот день 152 км. Физически мне это далось легко, но морально я был сыт этой поездкой по горло когда только приехал в парк. Скучная, монотонная дорога по трассе, из дома я выехал поздновато. На скорую руку осмотрел несколько достопримечательностей, а сам уже думал только об обратной дороге - о том, что она будет такая же скучная и монотонная.

И вот это и есть одна из тех когнитивных "ловушек" велотуризма, которые я вынес в заголовок - коллекционирование километров в ущерб впечатлениям. Меня настолько волновало, что весь путь я должен проделать на педалях, что это будет мой самый длинный заезд на то время, что совершенно не получил никаких впечатлений от парка.

Видите, я даже не могу вспомнить точно, в каком году это было - зато помню, что километров было 152! Вот и получается, что ездил я за километрами.

И такую ошибку я замечал не раз, общаясь с другими велотуристами и читая их отчёты. пройденное расстояние и иногда ещё средняя скорость - самое важное в этих отчётах. И "честное" преодоление маршрута только в седле велосипеда, никаких электричек и автобусов.

На этот раз я поступил иначе: на дизеле я приехал с велосипедом на самую близкую к парку ж/д платформу "108 км". От неё до парка 17 км по грунтовым и асфальтовым дорогам. Четыре с половиной часа я посвятил неспешному осмотру парка и отсюда перейдём к обзору некоторых его объектов.

"Бобур"

Одно из самых знаменитых и масштабных сооружений парка. Собственно, оно первым и встречает гостей парка. Внутри есть винтовая лестница, ведущая на обзорную площадку.

"Белые Ворота"

Отсылка к Триумфальным аркам и античности. Иронично задумано, что от неё начинается Чёрная Полоса (фото в "карусели").

"Арка Бернаскони"

Один из входов в пространство "Версаль", но я подошёл к ней с другой стороны, по дороге от Белых Ворот через лес и болото. Внутри тоже есть подъём на самый верх объекта.

"Штурм Неба"

Классный объект, состоящий из соединённых между собою под углом лестниц. И я даже отправился на этот штурм, но... посреди пути я увидел выше себя обломанную ступеньку. Да и, в целом, смотрелся объект как-то хлипко и я не долез до самого верха. Испугался и слез обратно вниз.

"Ротонда"

Тоже одна из визитных карточек парка. 12 дверей, выходящих на все стороны, есть внутренняя галерея и выход на крышу.

"Вилла ПО-2"

Очень забавный объект, который ещё и сдаётся в аренду - это реально жилое помещение.

"Вселенский разум"

Помню, как в первый свой приезд отдыхал, лёжа прямо на нём, на плоском основании. Сейчас так уже не ляжешь, он огорожен и есть табличка об аварийном состоянии.
Вот фото ещё нескольких объектов, показавшихся мне интересными или забавными - листайте "карусель"

Теперь советы для тех, кто соберётся посетить парк самостоятельно:

-9
  • Скачайте заранее карту объектов. Я видел немало людей, которые не знали, всё ли они посмотрели или "куда теперь идти". В то же время, самые знаменитые объекты есть на Яндекс-Картах и в Maps-me, имейте в виду;
  • Если поедете на автомобиле/мотоцикле, то учтите: дорога от Острожного почти полностью уложена новеньким гладким асфальтом, но последние километров четыре-пять - песок и щебень. Проехать можно, но не очень комфортно;
К сожалению, такая дорога не до самого парка, километров за 4-5 покрытие сменяется на щебёнку и песок.
К сожалению, такая дорога не до самого парка, километров за 4-5 покрытие сменяется на щебёнку и песок.
  • Билет в парк стоит 500₽. И я совершенно не уверен, что его необходимо было покупать. Нигде не видел такого пункта, где проверяли бы наличие этого билета. Но, возможно, где-то могут и проверить. Кроме того, билет является одновременно билетом на посещение национального парка "Угра" - арт-парк находится на его территории. В таких нацпарках билет могут проверить, в принципе, в любом месте;
  • Будьте готовы к тому, что на территории много насекомых (а таблички предупреждают даже о змеях - национальный парк, всё-таки, природа);
  • На территории парка есть кафе и ларьки с мороженым и напитками, но по ценам не сориентирую - я всю еду и питьё взял с собой. В деревне Звизжи, на въезде в парк есть два магазина: один, чуть пафоснее, прямо на развилке, его сразу видно; второй - через пару домов, в глубине деревни, классический деревенский магазинчик.

В Калугу я возвращался своим ходом, на велосипеде, уже не торопясь. Ехал деревнями и полями вдоль Угры, заезжал на природный памятник Галкинское болото, в городок Кондрово, но на этом подробно останавливаться уже не буду.

Кстати - я совершенно не в курсе, сколько километров я проехал 🙂

Другие мои велопоездки, о которых мне было, что рассказать, есть по тегу #велообезьяна

Спасибо, что прочитали!