В 1937 году советское правительство приняло решение и официально пригласило великого русского писателя Александра Ивановича Куприна вернуться из эмиграции в СССР. Он с радостью согласился, а на вокзале в Париже, садясь на поезд, даже сказал: «Я бы пешком в Россию пошел». 31 мая 1937 года Москва встречала писателя, а из среды эмиграции неслись недоумения и слова «о предательстве». Но когда русский писатель возвращается на Родину, а каком предательстве можно говорить?
В 1919 году вместе с Белой Северо-Западной армией Куприн ушел в эмиграцию. И он вернулся. Свои мысли и ощущения по возвращении в СССР описал в интервью советской прессе и в своем публицистическом очерке «Москва родная».
«Что больше всего понравилось мне в СССР? За годы, что я пробыл вдали от родины, здесь возникло много дворцов, заводов и городов. Всего этого не было, когда я уезжал из России. Но самое удивительное из того, что возникло за это время, и самое лучшее, что я увидел на родине, это — люди, теперешняя молодежь и дети.
Москва очень похорошела… Необыкновенно комфортабельно метро, которое, конечно, не идет даже в сравнение с каким-либо другим метро в Европе. Впечатление такое, что находишься в хрустальном дворце, озаренном солнцем, а не глубоко под землей. Таких широких проспектов, как в Москве, нет и за границей. В общем, родная Москва встретила меня на редкость приветливо и тепло».
Напомню, что приехал писатель в СССР в «тот самый» 1937 год. Но его впечатление совершенно не такое, как «воспоминания» наших сегодняшних либералов. Они светлые.
«Мне очень хочется писать для чудесной советской молодежи и пленительной советской детворы. Не знаю только, позволит ли мне здоровье в скором времени взяться за перо. Пока думаю о переиздании старых вещей и об издании произведений, написанных на чужбине. Мечтаю выпустить сборник своих рассказов для детей», – пишет Куприн.
У него много планов и идей. Не вышло. Через год, 25 августа 1938 года Куприн скончался в Ленинграде от рака пищевода.
Он похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.