Найти тему

Погладить "пса": отлично сохранившийся ИЖ Планета Спорт своими глазами

В заметке использованы фотографии автора
В заметке использованы фотографии автора

В июне месяце я впервые в сознательной жизни увидел вживую культовый советский мотоцикл Планета Спорт (выставка прошла в родном городе Петрозаводске) — и грех было не сделать несколько фото.

Для более-менее адекватных кадров все время приходилось ловить моменты, когда на мотоцикле никто не сидел, так как от публики за все время выставки в прямом смысле не было отбоя. Но, по-моему, оно того стоило!

-2

Иж Планета Спорт — без преувеличения, главная мотолегенда позднего СССР. Примерно такая же, как ВАЗ-2121 среди автомобилей. Разработка модели началась в Ижевске в 1969 году, а два года спустя был построен первый опытный образец. Изначально он назывался Иж ДС, то есть "Дорожно-спортивный". Вскоре слишком футуристическую модель частично унифицировали с серийной продукцией марки и заодно поменяли ей название на Планета Спорт. Выпуск ПС был начат в 1973 году: тогда изготовили 303 первых товарных мотоцикла

-3

Несмотря на отличный спрос, выпуск модели закончился еще в 1984-м, до начала перестройки. Одна из версий остановки производства — давление ГАИ СССР, уставшей гоняться за "рокерами" на слишком быстрых по тем временам мотоциклах.Всего за неполные 11 лет было изготовлено 214.190 экземпляров Иж ПС. Самым успешным стал 1979 год, когда выпустили 25.825 таких двухколесников. Как минимум десятая часть из них экспортировалась — прежде всего, в страны СЭВ.

-4

В 1986 году ИЖ, уже под знаменами перестройки и несколько ослабшего контроля силовых служб, завод планировал возобновить выпуск модели… Но не срослось — собрали только шесть экземпляров, и после этого Планета Спорт окончательно ушла в историю.

-5

Заодно освежу некоторые характеристики мотоцикла:

Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .
Размеры:
База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
Длина: 2 070 (2 150) мм
Ширина: 790 (810) мм
Высота: 1 150 мм
Дорожный просвет: 135 мм
Сухая масса: 135 (155) кг
Максимальная скорость: 140 (135) км/час
Расход топлива на 100 км пути:
при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
Время разгона до 100 км/час: 11 сек
Тормозной путь:
со скорости 60 км/час: 16 (18) м
со скорости 30 км/час: 7 м

-6

Двигатель:
Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
Число цилиндров: 1
Диаметр цилиндра: 76 мм
Ход поршня: 75 мм
Рабочий объём: 340 см³
Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
Номинальная мощность двигателя:
при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)

-7

Как известно, одной из главных "фишек" ИЖ Планета Спорт стал японский карбюратор Mikuni. Компания по-прежнему существует, она перенесла производство в Китай и продолжает выпуск топливных систем — только уже для пит-байков с объемом двигателя до 150 см3. Ну а сам "Пёс" даже сейчас отнюдь не утратил своего культового статуса на постсоветском пространстве.

Удивительное рядом: редкие мотоциклы ИЖ своими глазами

Доступна в продаже моя новая книга: