Найти в Дзене
Людмила Плотникова

У каждой деревни своя история

Вид на деревню Марай. Фото автора
Вид на деревню Марай. Фото автора

Марай – небольшая деревушка в нашем Зауралье. Таких поселений в России великое множество, но для людей, которые родились и живут здесь, Марай – самое родное и любимое место на свете. Впервые с окрестностями Синары и речки Марайки (кто сейчас узнает, как они раньше назывались?), которая впадает в Синару, человек познакомился ещё в глубокой древности. Он оставил следы своего пребывания (стоянки), обнаруженные археологами. Рыба и звери тогда были в изобилии, а ягоды и грибы люди с удовольствием собирают и в наши дни.

Река Синара. Марайский берег. Фото автора
Река Синара. Марайский берег. Фото автора

Поселение, основанное русскими людьми, появилось в конце XVII – начале XVIII в. Уже по переписи 1719 года можно увидеть фамилии, которые встречаются в деревне по сей день. В. И. Голиков в книге «Из прошлого наших селений» (1980 г.) приводит следующие данные.

Дер. Марайская по описи 1719 года

1. Отст. драгун Семен Нифантов Тумашов (?) … 50 лет

крестьяне:

2. Алексей Гаврилов Колмогорцев 30 лет

3. Артемий Иванов Мыльников 52

4. Иван Федоров Руфанов 35

5. Михайло…..Колмогорцев 50

6. Гаврило Ерофеев Колмогорцев 80

7. Прохор Кондратьев Хмыльнин 35

К середине XVIII в. в деревне уже появились свои зажиточные люди, среди которых упоминается домохозяин Аника Колмогорцев.

В музее МКОУ «Верхнеключевская СОШ» сохранились некоторые сведения из истории Марая. Они касаются коллективизации, военных и послевоенных лет.

В 1930 году образовалась коммуна «Привет Красным Орлам». В неё вошли 23 человека. Марайские крестьяне раньше жили плохо: батрачили на кулаков, обычно имели одну лошадь, корову, овец.

Правда, кулаков в деревне было немного. При проведении коллективизации 8 кулаков раскулачили и выселили. У них хозяйство было большое. В среднем у кулака было 12 лошадей, 10 коров, некоторые имели первые сельскохозяйственные машины.

Зажиточные крестьяне арендовали землю у бедняков, применяли наёмный труд. Если крестьянин имел 4 десятины, то 2 отдавал в аренду, потому что сами из-за недостатка инвентаря и тягловой силы не могли всё обработать. Крестьянская беднота и часть середняков вынуждены были на кабальных условиях брать у кулаков в пользование лошадей, инвентарь.

При образовании коммуны многие крестьяне записались в неё, при этом объединили весь скот, вплоть до домашней птицы. Но потом часть крестьян из коммуны начали выходить и записываться в колхоз «За большой Урал», который образовался в деревне.

В Марай приехал представитель из города и помог организовать колхоз (Сидоров –двадцатипятитысячник). В него вошли примерно 20 хозяйств. В колхозе образовалась ферма. На полях работали трактора Колчеданской МТС. Первый урожай колхоза составил 3 центнера с гектара. В 1938 году коммуна «Привет Красным Орлам» (Козлов Эммануил Кузьмич) и колхоз «За большой Урал» объединились в один колхоз «Третья пятилетка».

Первым председателем коммуны был Колмогорцев Иван Устинович. Первым председателем колхоза был Хмыльнин Трофим Иванович.

Хмыльнин Трофим Иванович. Фото из семейного архива
Хмыльнин Трофим Иванович. Фото из семейного архива

О судьбе отца Трофима Ивановича в своё время рассказала его дочь Раиса Трофимовна, а рассказ записала её внучка Светлана Хмыльнина, которая родилась 22 июля, как и её прадедушка.

Трофим Иванович родился 22 июля 1901 года в деревне Марай. Отца звали Иван Иванович, а мать – Мария Александровна. Хмыльнин Т. И. был шестым ребёнком в семье, а всего детей было 8. Семья была бедная. Старший сын Даниил был участником Первой мировой войны 1914 – 1918 гг.

В 1919 году Трофим Иванович венчался с Колмогорцевой Маремьяной Панфиловной в Зырянской Богоявленской церкви. Раньше жена уходила в семью мужа. Маремьяна Панфиловна стала девятнадцатой в семье, так как семьи были раньше большие, и все жили вместе.

Через год Трофима Ивановича призвали в действующую армию, где он прослужил три года. После его прихода из армии семья разделилась, братья и сёстры начали жить отдельно.

В молодой семье Хмыльниных появились дети: в 1924 году Анна, в 1927 г. Раиса, в 1931 г. Пётр, в 1934 г. Екатерина, в 1937 г. Кольша (Николай).

Трофим Иванович вступил в колхоз. Сначала он был простым рабочим, затем бригадиром, кладовщиком, а затем председателем колхоза, депутатом Верхнеключевского сельского совета. Деревня Марай тогда относилась к этому сельскому совету.

Хмыльнина Маремьяна Панфиловна. Фото из семейного архива
Хмыльнина Маремьяна Панфиловна. Фото из семейного архива

Маремьяна Панфиловна была рядовой колхозницей, потом её выбрали бригадиром огородной бригады. За свой добросовестный труд родители поощрялись благодарностями и похвальными грамотами.

В 1941 году Раиса пошла в шестой класс. Уже шла война. 20 сентября 1941 года отцу пришла повестка. Девочка больше в школу не ходила, надо было помогать матери.

Раиса Трофимовна запомнила, что марайские мужики ещё утешали жён и детей, говорили, что к Новому году они вернутся, что немец замёрзнет. Провожая мужа, Маремьяна Панфиловна заколола и сварила курицу ему в дорогу. А когда пришло время прощаться, Трофим Иванович сказал: «Давай поедим курицу все вместе. Кто его знает, может, в последний раз вместе едим».

Т. И. Хмыльнин ушёл на фронт, оставив жену в положении, с пятью детьми на руках и с матерью в 80-летнем преклонном возрасте.

Картошку в том далёком сентябре 1941 года копала почти одна Раиса. Старшая Анна училась, мать работала с раннего утра до вечера. Но после работы она помогала перетащить сухую картошку в яму.

Отец написал домой всего три письма. Первая весточка пришла из Чебаркуля (Челябинская область), где он сообщал, что учится военному делу, будет стрелком. Второе письмо пришло, когда их везли на фронт. А в третьем письме от 6 декабря 1941 года он успел сообщить, что их везут в Курском направлении.

7 января 1942 года пришло извещение, что Хмыльнин Трофим Иванович пропал без вести. А 17 января 1942 года у Маремьяны Панфиловны родилась дочка, которую назвали Ульяной. Она стала шестым ребёнком в семье, потерявшей отца.

Зимы были холодными. Пока мать лежала в больнице, Раиса и брат Пётр собрались за дровами, взяли с собой топор и пилу. Сил у них было немного, но всё-таки нарубили около 16 брёвнышек и поехали домой. А тут проезжал лесник, выписал им штраф, но поскольку они были малы, то сказал, чтобы мать пришла и расплатилась.

Маремьяна Панфиловна не пошла к нему. Когда она вернулась домой, сама поехала в лес за дровами. Сейчас разве увидишь, чтобы женщина после родов сразу работала, да ещё как!

Маремьяна Панфиловна была очень строгой, но её можно было понять, тяжёлый груз лёг на её хрупкие плечи.

Жить было очень тяжело: проблемы с едой, одеждой, поэтому школу дети больше не посещали, а подрастая, начинали работать. Работали за трудодни. Пахали землю на лошадях, сеяли вручную, косили, даже хлеб убирали серпами, редко конными жатками.

Так и жили, пусть трудно, но жили. Маремьяна Панфиловна поставила на ноги всех шестерых детей. Она – настоящая русская женщина, каких в годы войны было много. Память о Хмыльниных Трофиме Ивановиче и Маремьяне Панфиловне живёт в сердцах их потомков.

Воспоминания Хмыльнина Дмитрия Фёдоровича

Д. Ф. Хмыльнин в годы Великой Отечественной войны был бригадиром тракторной бригады (деревня Марай). В бригаде имелось в наличии 3 трактора, 6 трактористов, прицепщик и заправщик. Члены бригады: Погадаев Василий, Прокопьева Хавронья Андреевна, Хмыльнина Екатерина, Колмогорцев Николай Петрович, Мальцев Никифор Никонович и другие. Эта бригада выполняла всю основную работу. Дмитрий Фёдорович был всегда в передовиках, ему неоднократно вручали знамя. Работать приходилось сутками. Норма на колёсные трактора была по 4 га, на гусеничные по 6 га. Бригадир был всегда впереди, был примером трудового героизма для всех тружеников. Дмитрию Фёдоровичу приходилось работать и в Борисово, и в Даньково. В парткабинете Катайска ему вручили премию за хорошую работу. При награждении присутствовало всё местное начальство и уполномоченный из Москвы.

В музее хранятся также воспоминания Е. Г. Хмыльниной.

Хмыльнина Екатерина Григорьевна. Фото из архива музея
Хмыльнина Екатерина Григорьевна. Фото из архива музея

Екатерина Григорьевна Хмыльнина родилась в 1918 году. Окончив в 1932 г. Чернушенскую начальную школу, продолжила обучение в Зырянской неполной средней школе. С 1938 по 1942 годы училась в Катайском педагогическом училище на заочном отделении, работая до 1941 года учителем Шутихинской начальной школы, а с 1943 по 1952 год – заведующей Марайской начальной школой.

Больше всего ей запомнились военные годы. Екатерина Григорьевна вспоминает, что это было самоё тяжёлое время. Материальное обеспечение детей было плохое, но школьники прилежно учились и проявляли дисциплинированность.

Марайская школа относилась к Верхнеключевскому сельсовету. В военные годы часто приходилось обращаться в колхоз за дровами для отопления здания школы. Заготовленного топлива в сельсовете и колхозе не было, поэтому, чтобы не заморозить ребятишек, женщины рубили с корня воз дров и везли к школе. Пока не истопишь эти сырые дрова, не смеешь обращаться за новой партией топлива.

Несмотря на все трудности, тяжёлые жизненные условия, большинство из бывших учеников получили образование (неполное среднее, среднее), нашли своё место в жизни. Среди воспитанников Екатерины Григорьевны были учителя и воспитатели, инженеры и агрономы, механизаторы и доярки.

Ученики Марайской школы, 1946 г. Колмогорцев А. Г., Колмогорцев В. А., Колмогорцев А. Н., Пермякова А. П., Хмыльнина Г. Н., Колмогорцева, В. И., Хмыльнина У. Т., Хмыльнина Е. З., Фролова З. С. Фото из архива музея
Ученики Марайской школы, 1946 г. Колмогорцев А. Г., Колмогорцев В. А., Колмогорцев А. Н., Пермякова А. П., Хмыльнина Г. Н., Колмогорцева, В. И., Хмыльнина У. Т., Хмыльнина Е. З., Фролова З. С. Фото из архива музея

Школу и своих учеников Е. Г. Хмыльнина всегда вспоминала с теплотой, хотя с 1953 года стала заведующей Верхнеключевским и Борисовским сельским клубом, а затем работала председателем исполкома Верхнеключевского сельсовета.

Екатерина Григорьевна была частым гостем в Верхнеключевской школе.

Хмыльнина Е. Г. в Верхнеключевской школе. Фото из архива музея
Хмыльнина Е. Г. в Верхнеключевской школе. Фото из архива музея

О работе тружеников Марая в послевоенное время можно узнать из заметки в местной газете «Голос колхозника» от 1948 года.

Статья из газеты "Голос колхозника" 1948 г. Архив музея
Статья из газеты "Голос колхозника" 1948 г. Архив музея