У меня появилась идея нового проекта. Сначала я хотел реставрировать "Россию-101"- что-то великое и недосягаемое из моего советского детства. Когда сей аппарат мне достался я немного в нем разачаровался. Кроме UNITRA G-602, которая после близкого соприкосновения вызывает противоречивые чувства, в комбайне стоит самая отстойная магнитола, приемник с советским FM-диапазоном, а самое удивительное - эргономика. Такое впечатление, что свихнувшийся разработчик лепил кнопки в хаотическом порядке.... Тогда я решил на Базе "России-101" сделать что-то с таким же функционалом, но интереснее и правильнее что ли.
Не буду вникать во все нюансы проекта- это тема другой статьи, но возникла потребность в качественной деке. Условия поиска следующие:
- качественный надежный двухголовый ЛПМ;
- сенсорное (псевлосенсорное) управление;
- стрелочные индикаторы (без них никуда...я).
- выбор среди недорогих и убитых.
Так мне попала дека JVC KD-A33. Внешне идеальная, включалась, но не тянула. Но какие стрелочники!!! Когда я ее восстановил и послушал, идея разбора на органы плавно исчезла. Пришлось искать такую же, но с более серьезными неисправностями.
Кстати, ЛПМ нереально надежный и добротный. Минимум пластика. Никаких шестеренок! Подобные ЛПМ стоят на серии "А" дек JVC и Victor.
Вот такая предыстория, а теперь к делу - реанимируем лпм.
Отвинчиваем четыре винта по бокам верхнего кожуха и снимаем крышку.
Сделана дека очень качественно и функционально. Все узлы доступны и ремонтопригодны.
Чтобы снять ЛПМ надо при закрытом подкассетнике открутить 8 винтов.
Отключаем 5 разъемов в верхней части
Откручивает пять виттов крепления дна, снимаем нижнюю крышку и, в зависимости от модификации отключаем один или два разъема.
Вынимаем ЛПМ в сборе.
Вот так он, ЛПМ, выглядит со всех сторон
Дождался посылочку с полиуретановыми ремнями. Кстати, наши отечественные и очень качественные!
Замеры по ремням:
Разбираем, чистим, смазываем, меняем..
Сразу всплывает первая неисправность - ремень счетчика здесь еще и приводит в действие датчик вращения. Нет сигнала и срабатывает автостоп. Провисание даже этого ремня делает ЛПМ неработоспособным.
Снимаем блок головок. Ослабляем винты трех направляющих блока, один - откручиваем.
Осторожно, при снятии не потеряйте пружину(в центре блока) и не порвите провод земли.
Тонкой шлицевой отверткой осторожно снимаем фиксатор оси прижимного ролика и снимаем ролик. Между роликом и блоком головок тоже есть пружина. У нее три позиции. В оригинале установлена на среднюю.
Чтобы снять ролик необходимо выбить выколоткой ось
Проводим стандартный ритуал с блоком головок - моем все, полируем головы, меняем ролик, смазываем ость. Убираем блок в сторонку.
На лицевой части блока находим вал привода идлера (подмотка, перемотка). Вокруг него три винта с гроверами (крепят двигатель), и еще четыре винта на блоке подмотки(без шайб). Отвинчиваем, снимаем блок подмотки.
Опускаем узел подтормаживания (Т-образная деталь под блоком идлера) и снимаем узел подмотки в сборе.
Поворачиваем блок к лесу передом, а к мастеру соответственно... совмещаем кольцо идлера с центром отверстия в детали и вынимаем блок идлера в сборе.
Блок идлера тут тоже не простой. На оси идлера находятся:
- фиксирующая шайба
- Шайба
- пружина
- шайба
- колесо идлера
- фетр.
Все это моем, меняем резинку, смазываем оси вращения. Читал в форумах, рекомендуют смазывать фетр... По-моему это в корне неправильно. Я его стираю, сушу и даже немного взлахмачиваю.
Переходим к осям подмотки.
Поддеваем V-образным инструментом колпачок оси подмотки поддеваем и легким движением снимаем. Далее, снимаем детали в порядке, как на фото выше. Здесь тоже фетр. Порядок обслуживания тот же - моем, сушим, смазываем ПТ-22 только металлическую ось и собираем. Есть нюанс. Пружина, опирающаяся на тарелки с фетровыми фрикционами не всегда становится в нужное положение. Потрогайте тарелочку (светлый пластик), если она свободно ходит,значит стоит неправильно. Пинцетом сдвиньте пружину в месте соприкосновения вправо-влево. Ощутите легкий щелчок и тарелочка зафиксируется - теперь все в порядке.
Если у Вас была неисправность, характерная для этого типов ЛПМ - остановка при перемотке, а иногда и при воспроизведении - в 90% случаев виновны эти тарелочки. Дело в том, что соотношение фрикционных свойств фетра и силы прижима пружины дает ту самую золотую пропорцию между оптимальным натяжение пленки и силой вращения.
На левой тарелке нижний фетр и пружинка под подкатушечником отвечают за подтормаживание при воспроизведении и перемотке - чтобы лента натягивалась, но не сильно и небыло инерционных петель при остановке перемотки вперед.
Внутренний фетр и внешняя пружина - перемотка назад.
На правой аналогично, только тарелка разрезана на долю перемотки и воспроизведения(подмотки).
Фетр стирается, пружины ослабляются. С пружинами нет вариантов что-то сделать. С фетром я долго боролся...и пришел к резиновым фрикционам.
Нашел в ОБИ набор резиновых сантехнических прокладок. Там есть именно такого диаметра, но толщиной 1,3 мм. Фетр, после 40 лет эксплуатации 0,9 мм. Точу резину на 600м наждаке до 1,1 левая, 1.0 - правая и приклеиваю вместо фетра. Работает изумительно. Фетр подтормаживания более доступен, но он даже в потрепанном состоянии выполняет свои функции.
В качестве профилактики можно тем же 600м наждаком убрать глянец с рабочих поверхностей тарелок. Но у меня идлер полиуретановый, для резинового это не АЙС.
Теперь собираем лицевую часть ЛПМ в обратном порядке. Не забываем поставить новый ремень счетчика.
Переходим к обслуживанию привода тонвала.
Поворачиваем блок бочком (противоположно счетчику), выкручиваем четыре винтика
Откручиваем один винт крепления платы, снимаем плату.
Отвинчиваем землю блока головок, если не сделали это раньше.
Со стороны счетчика откручиваем два винта.
Наконец, откручиваем четыре винта межслойного соединения ЛПМ
Раскрываем механизм. Убираем старый ремень, вынимаем маховик (на оси тонвала отражающая шайба - не потеряйте). Смазываем оси вращения ПТ-22, ставим новый ремень, собираем.
Вот и все! ставим на место и наслаждаемся музыкой.
Устройство очень надежное и добротное - при правильной эксплуатации прослужит сотню лет.
Спасибо за внимание!