Найти тему
Книги, кофе, саквояж

Угрожают ли пески забвения романтическим мирам Александра Грина?

Перечитал как-то странную и волнующую книгу Александра Грина "Бегущая по волнам" о неумолимой власти Несбывшегося. Какое-то время не давал покоя вопрос, почему красавица Биче Сениэль так и не вышла замуж за Томаса Гарвея?

В то благословенное время оказавшись на ежегодном форуме фантастов Роскон в подмосковном пансионате, спросил сидящего в фойе с бокалом шампанского маститого и авторитетного критика, есть ли, по его экспертному мнению, современные писатели, не уступающие уровнем Александру Грину.
​Неожиданно столичный литературовед посерьезнел, поставил бокал на столик и поднялся с кресла.
— Сиди, сиди. Зачем встаешь?
— Ты же хочешь экспертное мнение. Я могу произнести его только стоя. Таких современных писателей, увы, нет! ​

Как ни странно, молодым имя одного из лучших писателей-романтиков ни о чем не говорит. На том же Росконе спросил у талантливой девушки, которая сочинила и активно продает на самиздатовских платформах фантастический роман, нравится ли ей Грин.

--Ты имеешь в виду американского фантаста Дэвида Брина?

--Нет, русский писатель Александр Грин. "Алые паруса" читала?

--Впервые слышу...

И это литератор, что уж говорить о простых читателях!

Кажется, Грина снова стали забывать, как это уже случилось при его жизни. До революции его много печатали, он мог позволить себе кутежи на гонорары. Потом, первая мировая, революции, гражданская война, недолгая служба по призыву в Красной армии в 1919 году. По впечатлениям этих катастрофических лет писатель мог написать целые тома на военно-историческую тему, а написал небольшую повесть-сказку "Алые паруса" (1923 г.), которой восторгался сам Горький.

Навряд ли бывший эсеровский подпольщик, не раз сидевший в тюрьме и отбывший двухлетнюю ссылку в Пинеге за революционную деятельность, стал бы искать в красивых романтических фантазиях убежища от реальности. Скорее, пытался найти рецепт, как преодолеть противоречия, эгоизм и непонимание между людьми. И этот спасительный алгоритм в "Алых парусах" озвучил капитан Грэй, решивший "делать чудеса своими руками":

... когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, – тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово.

В советское время создатель вымышленной страны, где люди умеют любить, летать и бегать по волнам, так и не смог перестроиться на современный лад, предпочитая реалистическим сочинениям о строительстве нового мира вечные темы, которые будут волновать человека при любой исторической эпохе.

В годы НЭПа издательство, готовившее собрание сочинений прозаика разорилось. С 1930 года его практически перестали печатать.

Дом-музей А.С. Грина в Феодосии
Дом-музей А.С. Грина в Феодосии

Из Феодосии пришлось переехать в Старый Крым, где жизнь была дешевле. В бывшей столице Крымского ханства Грин умер в 1932 году.

В 1934 году поклониться его могиле приехал Константин Георгиевич Паустовский, читавший запоем книги Грина еще в гимназические годы. Преуспевающий советский писатель влюбился в Старый Крым, еще не раз посещал городок, снимал жилье и жил по нескольку месяцев.

Паустовский много сделал для возобновления издания произведений Грина в 1940 году, накануне Великой Отечественной.

А спустя двадцать лет с легкой руки романтиков-шестидесятников началась настоящая гриномания, чему способствовал, наверное, и фильм "Алые паруса" (1961 г.) с великолепными Анастасией Вертинской (Ассоль) и Василием Лановым (капитан Грэй) в главных ролях. Время было воодушевляющее, и актеры под стать времени.

В 1970-е -- 80-е годы хотя бы один гриновский сборник стоял на книжной полке чуть ли не в каждой семье.

Но вот в нынешнее цифровое время Грин снова не вписался. Возможно, из-за бурного и взбаламученного потока, зачастую, бесполезной информации вдумчивому читателю трудно попасть в якобы фантастические, не отмеченные на картах города с такими манящими названиями -- Гель-Гью, Сан-Риоль, Лисс, Зурбаган, Коменвиль -- в мир возвышенных чувств и мечтаний.

Существуют в разных концах страны парки с названием "Алые паруса", макеты краснопарусных кораблей для селфи и фотосессий. Транслируют на всю страну картинки романтического праздника выпускников "Алые паруса" в Санкт-Петербурге с красиво отражающимся в воде двухмачтовым бригом. Но, кажется (хотел бы ошибиться!), имени автора "бренда" многие уже не помнят и книг его не читают.

По многолетней традиции фанаты-романтики из разных городов и весей еще проходят пешком нелегкий путь в 19 километров от Старого Крыма до Коктебеля по той самой тропе, по которой Александр Грин отправлялся в гости к Максимилиану Волошину.

Напоследок хочу высказать крамольное мнение, что в молодости в книгах Грина воспринимаются в большей мере приключенческие сюжетные линии. По настоящему оценить романтическую философию и отточенный до античного совершенства стиль можно лишь в зрелые годы. Каждую фразу хочется смаковать, открывая все новые смыслы.

А вам нравятся произведения Грина?

Автор статьи и фото Валерий Богушев

#роскон, Грин, алые паруса, старый крым