В последние лет 15 довольно известно стало такое событие, как Чукотские войны XVIII века. Заново открыл их для широкой публики историк Александр Нефедкин, а затем они попали в поп-культуру:
А между тем, в общем-то намного более важными и затрагивавшими предков намного большего числа русских людей и российских (и не только) граждан были войны Киргизские, ибо велись они за куда как более пригодную для жизни территорию - Минусинскую котловину. И это была своего рода Столетняя война - она продолжалась с 1604 по 1703 год.
Эта территория отличается особым микроклиматом, представляя собой островок всхолмленной черноземной лесостепи посреди горной тайги. Здесь довольно теплое лето, позволяющее выращивать бахчевые, хотя и холодная зима, и неплохие условия для земледелия и скотоводства.
Еще в Бронзовом веке, в период индоевропейской экспансии, здесь возникла Тагарская культура, представляющая собой восточное ответвление Андроновского индоиранского культурного круга.
К рубежу нашей эры, судя по китайским источникам, существовал народ динлины, попавший в зависимость от возвысившихся в конце III века до нашей эры хуннских шаньюев. Они были европеоидами, занимались земледелием и оседлым скотоводством, недалеко от Абакана открыт дворец их правителя.
В раннем средневековье в Минусинской котловине жил народ киргизов, уже перешедший на тюркский язык и приобретший заметную монголоидную примесь, но сохранявший земледельческую культуру. Енисейские киргизы были постоянными соперниками Тюркского и Уйгурского каганатов. В 840-е годы киргизы разгромили уйгуров и на краткое время стали гегемонами Восточной Степи.
Однако впоследствии их держава увяла, и во времена Чингисхана они сидели в Минусинской котловине и быстро покорились монголам.
Монголы распространили на кыргызские земли азиатскую десятичную систему деления войска и народа. Все население Минусинской котловины было обязано выставлять 1 тумэн войск (10 тысяч киргизских всадников). Позже территория Саяно-Алтая была поделена на несколько округов. Во главе администрации были поставлены чиновники на монгольской службе. Кыргызы, как народ воинов, смогли сохранить своё положение ведущей этнической группы. После распада Монгольской империи они фактически вернули независимость, но номинально продолжали признавать власть то халха-монгольских ханов, то джунгарских хунтайджи.
Русские впервые впервые столкнулись с ними в Горной Шории в 1604 году, после основания Томска и особенно плотными стали контакты в 1618, после основания Кузнецка (у нынешнего Новокузнецка) и Енисейска.
В начале XVII века у самих енисейских киргизов, перешедших к тому времени на полукочевое скотоводство, было уже сильно меньше 10 тысяч воинов, из чего их общую численность, с учетом тотальной милитаризации этого народа господ, можно оценить в чуть более чем 50 тысяч. В их подчинении находились кыштымы (буквально "притесненные"), которые помимо дани были обязаны выполнять для киргизских родов, коллективно владевших ими, различные работы, составлять вспомогательные силы во время войн.
Помимо кыштымов, дань платили чулымские и шорские тюрки западнее Кыргыз йири (Киргизской земли), кетоязычные асинцы, котты, яринцы, ястинцы, ашкиштимы на севере, самодийцы камасинцы, койбалы, карагасы, моторы на юге. Но кыштымами они не считались, поскольку степень их зависимости от киргизов была намного меньше. Несколько раз киргизы пытались подчинить тубо (предков тувинцев), но в неприветливых Саянских горах не преуспели.
На правой стороне южного Енисея простирался большой Тубинский улус с центром на реке Тубе, охватывавший бассейны рек Сыды, Тубы, Ои и степь между Енисеем и правобережьем Абакана. Кыштымами кыргызов Тубинского улуса источники называют камасинцев, богоджы, мингатов, байкотовцев, кайдынцев, иркитов, иногда качинцев и некоторые группы тюркоязычных шорцев, обитавших по рекам Кондоме и Мрассе.
По численности населения кыштымы и данники примерно равнялись кыргызам. Все эти группы кыштымов имели свои этнические названия, имели свою культуру, разговаривали на своих языках (самодийских, кетских, тюркских), однако им было запрещено называть себя кыргызами. Вместе с тем, все эти этнические группы разговаривали между собой на киргизском тюркском языке. В антропологическом отношении население Минусинской котловины к этому времени составляло самую восточную ветвь уральской расы, на западе распространенной до Среднего Поволжья (некоторые ученые относят к ней также лаппоноидов - саамов на Кольском полуострове и севере Скандинавии):
Киргизы в основном жили в левобережней - степной части Минусинской котловины, и делились на четыре княжества: Алтысарское, Алтырское, Тубинское и Езерское.
Езерский улус простирался по левобережью Енисея от реки Абакана на север до Батеневского хребта. В бассейне Абакана, от верховья его до реки Уйбата включительно, находился Алтырский улус с центром на реке Нине, правом притоке Уйбата. Кыштымами киргизов этого улуса были сагаи, телеуты, западные иркиты, бельтиры, саяны и точжи. По обеим рекам Июсам, около Божьего озера, частично по Чулыму и в бассейне правого притока Енисея - Сисима располагался Алтысарский улус. Кыштымами кыргызов этого улуса были качинцы и аргын, около которых жили разноплеменные кыштымы, именуемые в документах: ачи, тинцы, басагары, шусты, комлары, кызылы, аринцы, ястынцы и др.
Такая этнополитическая система в Енисейской Киргизии сохранялась здесь, по крайней мере со времен киргизского великодержавия VIII века.
Основным хозяйственным занятием кыргызов в это время было кочевое скотоводство. Жили они в юртах и деревянных избах. Одевались кыргызы в шубы и зипуны, на головах носили малахаи. В В религиозном отношении кыргызы были шаманистами.
У них имелась металлургия, которая и обеспечивала им господство над окрестными народами. Они ковали оружие и доспехи, имели тяжелую конницу с луками и копьями, оснащенную куяками (бригантинами по европейской классификации) из дубленой кожи и стальных пластин.
Они долго отказывались платить дань московским царям и их воеводам. Периодически они то соглашались, чтоб их кыштымы и данники платили ясак, порой и за них (но сами никогда не платили). Именно для борьбы с ними и объясачивания кыштымов в 1628 году на северной окраине Киргизской землицы сын боярский воевода Андрей Дубенский основал Красноярский острог.
Надо понимать, что это почти столетняя война, продолжавшаяся до 1703 г., войной в общепринятом смысле не была. Киргизские князья
то договаривались с русскими воеводами, то отказывались подчинятся, присягали то монгольским алтын-ханам, то джунгарским тайшам. конфликтовали друг с другом. При этом воеводы Красноярска, Кузнецка, Томска и Енисейска сами постоянно вели местнические споры за право собирать ясак с разных племен, доходило до стычек между отрядами казаков и охочих людей. Енисейский воевода Иван Кольцев пытался подсидеть Андрея Дубенского - доказывал, что Красноярск не нужен, и добился в 1632 году приказа о расформировании Красноярского уезда, но указ так и не был реализован, и в 1636 Красноярск был восстановлен.
Сами столкновения обычно представляли собой бои между несколькими сотнями, а то и десятками людей. Киргизов было мало, русских тоже немного, но русские потери восполнялись, а киргизские - нет.
Еще при основании Красноярска он был атакован аринцами и качинцами. Затем были набеги 1630, 1634, 1636, 1640, 1665 годах.
В 1665 году бек Иренек, сын Ишея, правителя Алтысарского улуса, поссорился с направлявшимся к алтын-ханам через его ставку посольством Романа Старкова и Степана Бобарыкина, и после этого возглавил борьбу против русских. В 1666 он сжег и разграбил Удинский острожек (Нижнеудинск), но на обратном пути был 2 сентября он был настигнут сотней казаков атамана Елисея Тюменцева и разбит, бросив всю захваченную добычу. Одним из самых ярких эпизодов была осада Красноярска в 1667 объединенным войском киргизов во главе с князем Иренеком, джунгаров во главе с тайшей Кочожи и подчиненных им тувинцев. Гарнизон потерял 194 человека погибшими и пленными - 1/3 своей численности. Были сожжены все окрестные деревни.
В 1673 г. киргизы. тувинцы и джунгары осаждали Кузнецк, а отряд Шанды Сенчекенова, земляка родственника Иренека Ишеева, совершгил рейд на Томский и Енисейский уезды.
В 1675 г. пятидесятник Осип Мазенин основал Сосновский острог, и выдержал в недостроенной крепости осаду киргизами во главе с Иренеком.
В 1678 г. Ишеев вступил в переговоры с красноярским воеводой Данилой Загряжным о принесении присяги московскому царю, и послал с дьяком романом Кольцевым письмо в Посольский приказ, написанное к слову по-монгольски.
Однако в 1679, узнав о новом строительстве острогов, он дважды нападал на Красноярск. Во время второго нападения оборону возглавлял ссыльный украинский полковник Василь Многогрешный, брат Демьяна.
В начале 1680 года объединенные силы Красноярска, Енисейска. Томска и Кузнецка под началом старого недруга Иренека - сына боярского Романа Старкова предприняли поход, не имевший результата. В 1682 году безпрецендентный поход во главе войска из невиданных для Сибири 4 тысяч воинов предпринял главный воевода Сибири - тобольский Иван Суворов. В результате нападений примерно 5 тысяч киргизских всадников (практически все наличные силы народа) в доспехах из кожи и металла, он потерял 61 убитого и 69 раненых, и 2 знамени, что стало сугубым позором.
В 1684 г. в Сибирском приказе был подписан мир, сами киргизы фактически остались независимы, но их данники стали платить ясак Москве. Сам Иренек Ишеев в 1687 г. отправился на помощь джунгарскому хунтайджи Галдан-Бошогту в поход против халха-монголов и погиб в битве на Телецком озере. Из 600 воинов его улуса домой вернулось лишь 30.
Это был сильный удар по киргизам. Они уже не могли восстановить свое войско, а русских становилось все больше, и они все тверже укреплялись на Енисее.
В 1703 г. новый джунгарский хунтайджи Цевен-Рабдан, ведя тяжелую борьбу с манчжурской империей Цин, и не желая портить отношения со все более сильной Россией из-за дальней и бедной перифирии своих владений, приказал киргизским бекам переселится со всеми своими воинами, которых к тому времени оставалось менее 3 тысячи, в Джунгарию. После уничтожения Джунгарии в 1757 г., они были переселены цинскими богдыханами в Манчжурию, на территорию нынешней провинции Хэйлуцзян, и ныне их потомки известны там как фуюйские киргизы.
А вот осавшиеся на месте кыштымы, которых русские называли минусинскими татарами, составили уже в советское время народ хакасов.
Так восточная окраина былого индоевропейского мира снова вернулась под власть индоевропейцев.