Найти тему
Институт ИПО

Сущность советского государства: государство трудящихся или диктатура номенклатуры?

Оглавление

Получайте статьи в наших мессенджерах: телеграм и вконтакте

Время на чтение: 10 минут

Читайте в этой статье:

  • Возникновение государства
  • Отличительные черты советской державы
  • Огосударствление социума

Советское правительство возможно расценивать в виде альтернативы буржуазного парламентаризма, включая представительские учреждения, когда непосредственным управлением государства является общество.

Курс программы: Преподаватель государственно-правовых дисциплин

1. Возникновение государства

-2

В октябре 1917 года, во главе с Владимиром Ильичом Лениным, партия большевиков захватив власть, начала строительство державы трудящихся граждан. Органами управления трудящихся назначаются Советы, в результате чего названо государство. Основополагающей чертой создания советского государства стали труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса о понимании и значении государства. Понимание большевиков заключалось в том, что держава служила орудием укрощения общества одним классом (господствующим экономически) над другим. Прототипом государства трудящихся ученых оказалась Парижская коммуна.

Первоначально Владимир Ильич работал над идеей создания государства – коммуны. В соответствии с данной концепцией условием правления державы служил принцип влияния прямого народовластия и самоуправления общества, исключая влияние чиновничества, полиции, армии. Предполагалось, что держава просуществует некоторое время и перерастет в народное самоуправление. Держава – коммуна рассчитывала на проведение мировой социалистической революции, ожидаемой в скорейшем времени, и тотальное установление власти трудового народа. Однако данная концепция оказалась иллюзией, предполагаемые ожидания вследствие мировой революции не оправдались. И обстановка внутри державы отличалась от ожидаемой большевиками. Война за империю и сложившаяся разруха потребовали от государства усиленных требований и вливаний на всестороннее развитие общественной жизни. Отсутствие внутри страны социально - экономических условий (развитие современных технологий, материальное и техническое производство), образовательных (число неграмотных граждан превышало уровень в 72%) необходимых для построения фундамента социализма. Данные недостатки пытались восполнить масштабированием госаппарата, предполагая, что чиновники будут помогать развивать и контролировать энергию и энтузиазм пробуждающегося общества. Помимо этого, класс рабочих, которых оказалось меньшинство (около 4-х миллионов человек) в крестьянской державе (число крестьян в стране – 82% от всего населения), вряд ли способен победить единолично, не объединив усилия с беднейшими крестьянами, применив при этом собственную диктатуру, а также правила и установки.

Из-за сложившихся обстоятельств и влияния классового понимания государства большевикам пришлось отказаться от мысли самоуправления и прямого самодержавия и принять решение установить диктатуру пролетариата. Предложение, вынесенное в рамках заседания ВЦИК 4-го созыва, звучало так: власть над буржуазными слоями должна быть идентичной диктатуре пролетариата и крестьянства, действующих не в интересах державы. В июле 1918 года была разработана и составлена следующая система государственного аппарата:

  • Всероссийский съезд Советов – высший орган государственной власти;
  • Всероссийский Центральный комитет – исполнительный орган съезда (носитель верховной власти в периоде между сессиями);
  • Совет Народных комиссаров – исполнительно - распорядительный орган (правительство), включающий народные комиссариаты (наркоматы), регулировавшие различные отрасли народного хозяйства;
  • Советы – органы власти, действующие непосредственно на местах.

Но гражданская война придала ускорение для трансформации державы с властью пролетариата в государство с властью партийной номенклатуры и комплектования режима тоталитарности. Понемногу происходило свертывание власти Советов, влияние приобретали исполнительные органы, уже которых назначали, а не избирали. Упор акцентировали на должностные лица и чрезвычайные органы (комиссары, уполномоченные, комиссии, ревкомы и комбеды). К началу 1919 года Владимир Ильич Ленин пришел к заключению о значимости Советов, как управление государственным аппаратом не посредством трудящихся, а для пользы трудящихся граждан. У него было убеждение, что в России отсутствует какая-либо политическая сила, только партия большевиков, способная главенствовать среди народа и привести к построению социализма.

На данном этапе Советы были инструментом воздействия и управления в руках большевистской партии. Действующая власть от Советов передалась партии большевиков, закончили свою деятельность имевшие место различные партии, либо прекратили свое существование. Партийная власть заключалась в следующем: важные и значимые решения в политике принимали ЦК РКБ (б), которые впоследствии были оформлены как правительственные постановления (Совнарком) и исполкомов непосредственно на местах, собираемые съезды Советов могли одобрить или отклонить принятые решения. Таким образом, исполнительной волей партии признали Советы.

2. Отличительные черты советской державы

-3

Советская держава строилась на основании представлений, взятых из теории и в определенных исторических событиях. Формирование происходило в полной противоположности правового государства. Пришлось отказаться от таких принципов государственного права, как деление власти на исполнительную, судебную и законодательную; господствующее положение законов; контроль общества граждан над органами власти и т.п.

Формирование конституционного принципа заключалось в единстве власти, единогласная концентрация власти заключалась в Советах, сочетавшая деятельности исполнительной и законодательной власти. Принимали законы депутаты, сами же контролировали и обеспечивали их исполнение. Данная концепция именовалась «единовластие Советов». По задумке, планировалось безоговорочное повиновение исполнительного органа представительному аппарату, непосредственное главенствование всех уровней Советов, автономное право для отмены решений, принятых органами исполнительной власти.

Между тем, по мнению большинства большевистских лидеров, трансформировать Советы в органы самоуправления и народовластия в стране безграмотных крестьян представлялось опасно, возникали сомнения в необходимости партии. Исключительно поэтому, фундаментом советской державы стала большевистская партия, сконцентрировав власть всех органов, соединившись с государственным аппаратом.

Главенствующая роль большевистской партии – ВКП (б), а в дальнейшем Коммунистической партии Советского Союза – преобразила советскую державу в партийную. Самая важная и значимая составляющая. Партия, вернее высшие круги, руководящая часть – номенклатура, имеющая в условиях монополии безграничную власть, подбирала кадры на государственные должности руководящего состава, осуществляла утверждение значимых политических решений и транслировала Советам в формате распоряжений к действию. Оформление директив Советами принималось в качестве собственных решений либо совместных с партией распоряжения.

Господство партии на правление заключалось в концентрации бесконтрольных, абсолютно неограниченных полномочиях генерального секретаря ЦК КПСС при номинальном существовании Съезда народных депутатов СССР, а также Верховный Совет СССР. Управление генерального секретаря являлось одной из разновидностей личного всевластия. Для вручения власти из рук одного вождя в руки последующего, Советская держава не разработала систему передачи власти в рамках закона, что явилось предпосылкой явной и замаскированной борьбой за власть.

Свое господство генеральный секретарь воплощал посредством разветвленного бюрократического аппарата и сформированную систему наказания. Власть правителя была свыше закона, в результате чего применялись противоречившие правовым нормам способы воплощения: концентрационные лагеря, террор. Данные методы пользовались успехом по причине того, что случилось объединение партийной не только исполнительной и законодательной власти, и судебной тоже. Вследствие чего, Политбюро формировало решения о конечных результатах судебных процессов, судебные учреждения всего лишь данные решения резюмировали в приговор. Преимущественно такое проявление было заметно при осуществлении политического судебного процесса над идеологическими вредителями большевизма.

3. Огосударствление социума

-4

Одна из особенностей советской державы – огосударствление социума, полновластный контроль державы абсолютно всех сторон жизни и деятельности человека. Диктатура государства охватывала все сферы: культуру, идеологию, экономику. Воля государства проникала в жизнь через многопрофильно развитый аппарат бюрократии, преобразованный в государственно – правовой класс, практически распоряжаясь собственностью общества. Цель поставленной задачи Владимира Ильича о создании державы, исключившей бюрократию на деле, оказалась верховенством бюрократии.

Разработанная функция репрессий, в одно время усиленная (1937-1938 гг., 1949-1953 годы), в другое ослабленная (1954-1964 года), дает право отнести советскую державу к полицейскому типажу.

Стоит акцентировать внимание и на то, что советская держава смогла разработать неразвитую аграрную деятельность страны и вывести в индустриальную группу, создав ядерную державу мира, победить фашизм, в числе первых стран развила и воплотила функцию социального развития, став при этом социальным государством. Достижения системы образования, политики, здравоохранения, культуры, политики поддержки материнства и семьи, занятости (можно еще много перечислять), воплощенные в советской державе, получили признательность в целом мире, при этом достижения достались достаточно дорого.

Советское государство, если использовать тип изменения, характеризуют как систему мобилизационную. Обделенное, в рамках исторически естественных механизмов развития эволюции, с возможностью опираться на экономическое поощрение работников, стимулы создавались государством искусственным путем создания чрезвычайных ситуаций: «враги народа» внутри державы, военная угроза извне, что способствовало сплочению общества, выбрасывая из головы заботу о повседневных нуждах.

В динамике развития советской державы первостепенное предназначение отводилось идеологии. Политическое могущество партии базировалось не только насилием, страхом, принуждением. Огромное влияние имел энтузиазм, вызванный глубоким доверием общества идеей утопия для строительства будущего светлого коммунизма. Прибегая к мифологическому сознанию, массово используемой в российском обществе многолетней мечте о сытой и счастливой жизни оттесняли на задний план собственные интересы, заставляя думать постоянно о будущем страны. Факт существования интеграционной идеи «светлого будущего», создало советскую державу демократической.

Если прекрасное будущее не наступает, сила вдохновения заканчивается. Что и случилось с утопическим смыслом «коммунистического общества». Следствием отмирания случается распад основанного на данной идее государства.