В одной из своих последних публикаций я рассказывал о том, как в конце мая прожил две недели у подножия величественного Кодарского хребта, что находится в Забайкальском крае. В комментариях вы много писали о красоте местной природы, и я решил продолжить делиться фотографиями из той поездки. Сегодня покажу, как выглядят забайкальские посёлки вблизи гор и прекрасной северной пустыни Чарские пески.
Я закончил рассказ на моменте последней ночёвки на берегу озера Зарод. Оттуда мне предстояла долгая дорога домой: пара суток в поезде до Красноярска, потом на самолёте до Москвы и снова на поезде, но уже до Владимира.
Но сперва нужно было добраться до железнодорожной станции — это десятки километров. Идти пешком с 30-килограммовым рюкзаком уже не было сил, поэтому договорился с жителем села Чара о трансфере на болотоходе — самодельной и проходимой технике. Её используют для заброски геологов и туристов вроде меня.
Чара
Село Чара появилось в этих местах задолго до строительства Байкало-Амурской магистрали, поэтому состоит преимущественно из одноэтажного деревянного частного сектора. Нормальных дорог здесь фактически нет, и болотоход, на котором я приехал в село, смотрелся на улицах весьма органично.
По пути мы собрали нескольких туристов, тоже завершивших поход, и ехать было не так скучно. В горах едва-едва ловила связь, за две недели я лишь пару раз смог созвониться с близкими. Когда в Чаре появился мобильный интернет и посыпались новости о произошедших за эти дни событиях, поводов для обсуждения стало предостаточно. До конечной точки заброски мы добрались под разговоры об ушедших из России компаниях и о том, как это скажется на качестве товаров и услуг. Эта тема очень заинтересовала водителя болотохода. Припарковавшись у своего дома, он присоединился к обсуждению:
— Поскорее бы уже выгнали все эти иностранные фирмы и вообще закрыли страну!
— Зачем? - интересуюсь я. - Чем это будет полезно?
— Как зачем? Чтобы не было у нас никаких гей-парадов!
Я, признаться, не нашёл что ответить. Поблагодарил за дорогу, попрощался, с грустью посмотрел на детскую площадку по-соседству и подумал, что гей-парады Чаре точно не грозят.
Новая Чара
В 1979 году в 15 километрах от Чары возникла Новая Чара. Посёлок появился благодаря величайшей союзной стройке — БАМу. Байкало-Амурскую магистраль строили силами всех советских Республик. Железная дорога протяжённостью 4324 километра — едва ли не самый дорогой и сложный инфраструктурный проект прошлого века. Чтобы его реализовать, БАМ поделили на участки. Так, Новую Чару строил Казахстан. Это заметно по архитектурным деталям, но об этом чуть позже.
Заброска на болотоходе серьёзно сэкономила мне время, до поезда в Красноярск оставалось полтора дня, которые я и провёл в прогулках по посёлку. Даже нашёл двор с современным благоустройством — помимо мест с магазинами он и оказался самой оживлённой точкой Новой Чары. Здесь во всю бегали дети и проводила время местная молодежь.
Здание железнодорожного вокзала в Новой Чаре открыли в 80-е. С архитектурной точки зрения оно считается чуть ли не самым интересным на БАМе. И дело тут в шляпе. Точнее в форме взмывающей вверх крыши вокзала, повторяющей контур казахского мужского головного убора под названием «мурак». При этом она же отсылает к традиционному северному чуму.
Помимо вокзала аккуратно выглядит и местная гостиница (3900 рублей за одноместный номер). Остальным же зданиям здесь не помешает ремонт. Наглядный пример — основной магазин посёлка, находящийся возле отеля, ресторана и вокзала. Я даже сперва подумал, что он закрыт. Кстати, обратите внимание на любопытные решётки на окнах. На мой взгляд, их нужно обязательно сохранить.
За два дня, проведённые в посёлке, я пообщался с несколькими местными жителями. В основном интересовался их жизнью и работой. В разговорах у меня не возникало ощущения безысходности, как было в Чаре. Люди говорили, что работы всем хватает: есть железная дорога, бюджетка, сфера услуг, строится крупный горно-металлургический комбинат. Природа вокруг богатая, даёт возможности для досуга, было бы желание.
Несмотря на это, население Новой Чары неизменно сокращается. Сейчас по официальным данным здесь проживает около 3500 человек. В 80-е численность доходила до 9000. Возможно, развитие туризма в этих местах создаст новые рабочие места, и отток людей остановится. Что ж, посмотрим в будущем. Вы хотели бы жить здесь? Напишите в комментариях.
________________
Читайте также про великолепный ж/д вокзал в Твери.
Все фотографии в статье сделаны мной. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.