Найти тему
Путешествия по России с ted.ns

Как выглядит забайкальский посёлок на БАМе и можно ли очароваться Новой Чарой?

Оглавление

В одной из своих последних публикаций я рассказывал о том, как в конце мая прожил две недели у подножия величественного Кодарского хребта, что находится в Забайкальском крае. В комментариях вы много писали о красоте местной природы, и я решил продолжить делиться фотографиями из той поездки. Сегодня покажу, как выглядят забайкальские посёлки вблизи гор и прекрасной северной пустыни Чарские пески.

Я закончил рассказ на моменте последней ночёвки на берегу озера Зарод. Оттуда мне предстояла долгая дорога домой: пара суток в поезде до Красноярска, потом на самолёте до Москвы и снова на поезде, но уже до Владимира.

Но сперва нужно было добраться до железнодорожной станции — это десятки километров. Идти пешком с 30-килограммовым рюкзаком уже не было сил, поэтому договорился с жителем села Чара о трансфере на болотоходе — самодельной и проходимой технике. Её используют для заброски геологов и туристов вроде меня.

Чара

-2

Село Чара появилось в этих местах задолго до строительства Байкало-Амурской магистрали, поэтому состоит преимущественно из одноэтажного деревянного частного сектора. Нормальных дорог здесь фактически нет, и болотоход, на котором я приехал в село, смотрелся на улицах весьма органично.

По пути мы собрали нескольких туристов, тоже завершивших поход, и ехать было не так скучно. В горах едва-едва ловила связь, за две недели я лишь пару раз смог созвониться с близкими. Когда в Чаре появился мобильный интернет и посыпались новости о произошедших за эти дни событиях, поводов для обсуждения стало предостаточно. До конечной точки заброски мы добрались под разговоры об ушедших из России компаниях и о том, как это скажется на качестве товаров и услуг. Эта тема очень заинтересовала водителя болотохода. Припарковавшись у своего дома, он присоединился к обсуждению:

— Поскорее бы уже выгнали все эти иностранные фирмы и вообще закрыли страну!
— Зачем? - интересуюсь я. - Чем это будет полезно?
— Как зачем? Чтобы не было у нас никаких гей-парадов!

Я, признаться, не нашёл что ответить. Поблагодарил за дорогу, попрощался, с грустью посмотрел на детскую площадку по-соседству и подумал, что гей-парады Чаре точно не грозят.

Детская площадка в селе
Детская площадка в селе
Улица в Чаре
Улица в Чаре

Новая Чара

В 1979 году в 15 километрах от Чары возникла Новая Чара. Посёлок появился благодаря величайшей союзной стройке — БАМу. Байкало-Амурскую магистраль строили силами всех советских Республик. Железная дорога протяжённостью 4324 километра — едва ли не самый дорогой и сложный инфраструктурный проект прошлого века. Чтобы его реализовать, БАМ поделили на участки. Так, Новую Чару строил Казахстан. Это заметно по архитектурным деталям, но об этом чуть позже.

-5
-6

Заброска на болотоходе серьёзно сэкономила мне время, до поезда в Красноярск оставалось полтора дня, которые я и провёл в прогулках по посёлку. Даже нашёл двор с современным благоустройством — помимо мест с магазинами он и оказался самой оживлённой точкой Новой Чары. Здесь во всю бегали дети и проводила время местная молодежь.

-7
-8

Здание железнодорожного вокзала в Новой Чаре открыли в 80-е. С архитектурной точки зрения оно считается чуть ли не самым интересным на БАМе. И дело тут в шляпе. Точнее в форме взмывающей вверх крыши вокзала, повторяющей контур казахского мужского головного убора под названием «мурак». При этом она же отсылает к традиционному северному чуму.

Помимо вокзала аккуратно выглядит и местная гостиница (3900 рублей за одноместный номер). Остальным же зданиям здесь не помешает ремонт. Наглядный пример — основной магазин посёлка, находящийся возле отеля, ресторана и вокзала. Я даже сперва подумал, что он закрыт. Кстати, обратите внимание на любопытные решётки на окнах. На мой взгляд, их нужно обязательно сохранить.

-10

За два дня, проведённые в посёлке, я пообщался с несколькими местными жителями. В основном интересовался их жизнью и работой. В разговорах у меня не возникало ощущения безысходности, как было в Чаре. Люди говорили, что работы всем хватает: есть железная дорога, бюджетка, сфера услуг, строится крупный горно-металлургический комбинат. Природа вокруг богатая, даёт возможности для досуга, было бы желание.

Несмотря на это, население Новой Чары неизменно сокращается. Сейчас по официальным данным здесь проживает около 3500 человек. В 80-е численность доходила до 9000. Возможно, развитие туризма в этих местах создаст новые рабочие места, и отток людей остановится. Что ж, посмотрим в будущем. Вы хотели бы жить здесь? Напишите в комментариях.

________________

Читайте также про великолепный ж/д вокзал в Твери.

Все фотографии в статье сделаны мной. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.