Найти тему

Рабочий лист. Синтаксический разбор предложения. 5-6 класс

11K прочитали
В рабочем листе сначала подробно изложена теория, предложены алгоритмы рассуждения, приведены примеры разборов. Затем даны предложения для разбора. План синтаксического разбора 1.

В рабочем листе сначала подробно изложена теория, предложены алгоритмы рассуждения, приведены примеры разборов. Затем даны предложения для разбора.

План синтаксического разбора

1. Разбираем предложение по членам (подчеркиваем главные и второстепенные члены, обозначаем части речи, которыми они выражены).

2. Даем характеристику предложения.

Члены предложения

Подлежащее - Кто? Что?

Сказуемое - Что делать? Что сделать? Какой? Каков? Что такое? Кто такой?

Дополнение - Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем?

Определение -Какой? Чей?

Обстоятельство - Как? Где? Куда? Откуда? Когда? С каких пор? До каких пор? Насколько? Зачем? Почему?

Важно! Вопросы к слову как к части речи и как к члену предложения могут совпадать или не совпадать.

Например:

Я рисую (чем?) карандашом. – Вопрос как к члену предложения и как к части речи совпадает.

Я надел шарф (Какой? Во что?) в клетку. – Вопрос как к члену предложения – «какой?», а как к части речи – «во что?».

Алгоритм

1. Нахожу сказуемое (глагол).

2. Задаю от него вопрос КТО? ЧТО? Ищу слово, которое отвечает на этот вопрос. Это подлежащее (предмет или лицо, которое совершает это действие).

Важно!

Если в предложении нет глагола, это значит, что в предложении или НЕТ сказуемого, или сказуемое выражено ДРУГОЙ ЧАСТЬЮ РЕЧИ. В этом случае:

- нахожу подлежащее (кто? что?)

- задаю от него один из подходящих вопросов: каков? какой? кто такой? что такое?

(Сказуемое будет выражено кратким или полным прилагательным, существительным, числительным)

- если от подлежащего нельзя поставить ни один из вопросов сказуемого к другому слову в предложении, значит, сказуемого нет.

Например:

В лесу жил бурый медведь.

Глагол «жил» – это сказумое.

Жил (Кто? Что?) медведь – это подлежащее.

Мой друг сегодня печален.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) друг.

Друг (каков?) печален – это сказуемое.

Первый снег белый и пушистый.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) снег.

Снег (Какой?) белый и пушистый – это сказуемые.

Важно! Сказуемыми в этом случае будут являться те полные прилагательные, которые стоят после подлежащего. Прилагательные, стоящие перед подлежащим, будут определениями.

Мой друг – староста класса.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) друг.

Друг (кто такой?) староста – это сказуемое.

Москва – столица России.

Глагола нет. Ищу подлежащее.

(Кто? Что?) Москва.

Москва (Что такое?) столица – это сказуемое.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.

(Кто? Что?) Ночь, улица, фонарь, свет – это подлежащие. Сказуемых нет.

Важно! В предложениях может быть только сказуемое, без подлежащего.

Люблю берёзку русскую.

(Что делаю?) люблю. Нет слова, отвечающего на вопросы «Кто? Что?». Подлежащего нет.

В дверь долго стучали.

Нет слова, отвечающего на вопрос «Кто? Что?». Подлежащего нет.

На улице быстро потемнело.

Нет слова, отвечающего на вопрос «Кто? Что?». Подлежащего нет.

3. Ищу второстепенные члены предложения. Сначала задаю вопросы от подлежащего и сказуемого, затем от других членов.

Важно! К дополнениям обязательно надо задавать ДВОЙНОЙ падежный вопрос, чтобы не спутать дополнение и подлежащее.

Например:

Мама открыла (кого? что?) окно. Окно – дополнение, а мама – подлежащее.

Образец разбора по членам предложения

Долго мы любовались прекрасным закатом.

(Что делали?) любовались – это сказуемое, выраженное глаголом.

Любовались (кто? что?) мы – подлежащее, выраженное местоимением.

Любовались (как?) долго – обстоятельство, выраженное наречием.

Любовались (кем? чем?) закатом – это дополнение, выраженное существительным.

Закатом (каким?) прекрасным – это определение, выраженное прилагательным.

Характеристика предложения

1. По цели высказывания:

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

2. По интонации:

  • восклицательные
  • невосклицательные

3. По количеству грамматических основ:

  • простое
  • сложное

4. По составу грамматической основы:

  • двусоставное (есть и подлежащее, и сказуемое)
  • односоставное (есть или подлежащее, или сказуемое)

5. По наличию второстепенных членов предложения

  • распространённое (есть второстепенные члены)
  • нераспространённое (нет второстепенных членов)

6. Осложнено или нет:

  • осложнено (однородными членами, или обращением, или вводными словами)
  • не осложнено

Образец характеристики простого предложения

Долго мы любовались прекрасным закатом. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено).

Образец характеристики сложного предложения

1) Наступил вечер, 2) и мы долго любовались прекрасным закатом. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 простых:

1) Простое, наступил вечер - двусоставное, нераспространенное, не осложнено.

2) Простое, мы любовались - двусоставное, распространенное, не осложнено).

Образец полного синтаксического разбора простого предложения

В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины. (Повествовательное, невосклицательное, наблюдаю, простое, односоставное, распространенное, не осложнено).

Устное рассуждение:

(Что делаю?) наблюдаю – сказуемое, выраженное глаголом.

Наблюдаю (Кто? Что?) – подлежащего нет.

Наблюдаю (Где?) в чужбине – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

Наблюдаю (Как?) свято – обстоятельство, выраженное наречием.

Наблюдаю (Кого? Что?) обычай – дополнение, выраженное существительным.

Обычай (какой?) святой – определение, выраженное прилагательным.

Обычай (какой?) старины – определение, выраженное существительным.

Образец полного синтаксического разбора сложного предложения

1) Наступила серая, дождливая, ненастная осень, 2) и листья на деревьях пожелтели. (Повествовательное, невосклицательное, сложное:

1) простое, наступила осень, двусоставное, распространённое, осложнено однородными определениями;

2) простое, листья пожелтели, двусоставное, распространённое, не осложнено).

Устное рассуждение:

(Что сделала?) наступила – сказуемое, выраженное глаголом.

Наступила (Кто? Что?) осень – подлежащее, выраженное существительным.

Осень (Какая?) серая, дождливая, ненастная – определения, выраженные прилагательными.

(Что сделали?) пожелтели – сказуемое, выраженное глаголом.

Пожелтели (Кто? Что?) листья – подлежащее, выраженное существительным.

Пожелтели (где?) на деревьях – обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

И – союз.

Задания

Упражнение 1

Выполните синтаксический разбор данных предложений.

Наступила осень.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Осень – красивое время года.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Голы и прозрачны сады, рощи и леса.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Старые деревья давно облетели, а молодые берёзки сохраняют свои желтоватые листья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2

Выполните синтаксический разбор данных предложений.

Константин Георгиевич Паустовский родился Москве.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Своему отцу писатель посвятил книгу «Далёкие годы».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В годы Великой Отечественной войны Паустовский находился на Южном фронте и писал военные очерки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Он написал многие рассказы и повести, их перевели на разные языки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.