Найти в Дзене
Кабинет Бухгалтерии

У налоговиков новый термин «Коммерческая осмотрительность» при выборе поставщика

В последнее время налоговая инспекция вместо термина «Должная осмотрительность» все чаще начала употреблять термин «Коммерческая осмотрительность». Как следствие, требования к поставщикам стало больше.

У большинства сложилось мнение, что проявление должной осмотрительности заключается в получении выписки из ЕГРЮЛ, Устава и приказов о назначении руководителя компании и т.п. Но эти документы не подтверждают реальность сделки, и налоговиков это не устраивает.

Что такое «Коммерческая осмотрительность»

Коммерческая осмотрительность должна показать, что компания проверяет контрагента не для налоговой, а чтобы проверить поставщика на возможность гражданско-правовых рисков, связанных с исполнением договора. Т.е. по мнению налоговиков, прежде чем заключать договор с поставщиком компания должна убедиться, что данный поставщик в состоянии исполнить обязательства по сделке.

Для проявления коммерческой осмотрительности компания должна оценить деловую репутацию поставщика и платежеспособность. Необходимо убедиться, что поставщик находится по юридическому адресу, и что он обладает достаточным активом и персоналом для исполнения сделки.

Разберем все по порядку.

В чем состоит коммерческая осмотрительность, по мнению ИФНС.

1. Запросить документы по финансово-хозяйственной деятельности контрагента.

Запросить следующий пакет копий документов:

  • устава;
  • уведомления о постановке на налоговый учет;
  • протокола общего собрания участников о назначении директора (или решение единственного участника);
  • лицензии, свидетельства о допуске к работам, если это необходимо для деятельности контрагента;
  • документов, подтверждающих права на помещение по местонахождению компании, такие как: выписка из ЕГРН или договор аренды.
  • доверенностей на право подписи счетов-фактур и первичных документов;
  • справку о состоянии расчетов с налоговой по форме КНД 1160080 или справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов по форме КНД 1120101.

Чем больше документов, тем лучше. Но простого сбора данных документов будет недостаточно.

2. Сбор информации о поставщике в открытых интернет-источниках.

Для дальнейшей проверки контрагента необходимо скачать выписку из ЕГРЮЛ и проверить на отсутствие записей о недостоверности.

Записи о недостоверности могут быть следующие:

1. Недостоверность информации об учредителе компании

2. Недостоверность информации о руководителе компании

3. Недостоверность информации о местонахождении организации

Полезные сайты, которыми стоит воспользоваться для проверки поставщика:

Сервисы Налоговой службы:

egrul.nalog.ru – здесь можно получить выписку из ЕГРЮЛ на текущую дату.

service.nalog.ru/rom – здесь можно проверить, не принято ли налоговой инспекцией обеспечительные меры по контрагенту

service.nalog.ru/zd.do – здесь выложена информация о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчётность более года

service.nalog.ru/svl.do – здесь выложены сведения о руководителях и учредителях, которые в суде подтвердили, что не имеют отношения к компании.

bo.nalog.ru – здесь можно скачать бухгалтерскую отчетность контрагента за предыдущий и более ранее года.

Сайт Федресурса - fedresurs.ru. Здесь можно проверить наличие сведений о банкротстве компании.

Сайт Федеральной службы судебных приставов (ФСПП) - fssp.gov.ru. Здесь можно проверить, есть ли в работе у приставов в работе постановлений о взыскании долгов с контрагента.

Портал Госзакупок - zakupki.gov.ru. Здесь можно проверить участвует ли проверяемый контрагент в госзакупках, и не включен ли он в реестр недобросовестных поставщиков.

Все данные с вышеупомянутых сайтов рекомендую сразу скачивать и сохранять, для документального подтверждения проведения коммерческой осмотрительности при выборе поставщика.

3. Проверка реального местоположения поставщика.

Желательно съездить к поставщику по его юридическому адресу и убедиться что он находится именно там. Если по юридическому адресу поставщик отсутствует, то для того чтобы в будущем доказать что поставщик действующая организация, необходимо выяснить его фактическое местоположение, его офиса или производства. Сделать фото и, если хотите видео фиксации, и зафиксировать его фактическое местоположение в договоре.

Если нет возможности съездить к поставщику, например, потому что он в другом городе, проверьте и зафиксируете скриншотами его юридический адрес, воспользовавшись Яндекс картами.

Проверьте, не является ли данный юридический массовым по данным ИФНС. Сделать это можно на сайте nalog.gov.ru в разделе «Прозрачный бизнес», далее «Адреса, указанные при государственной регистрации юридическими лицами».

4. Проверка договора с поставщиком.

В договоре должны быть прописаны только те документы, которые действительно будут оформляться. Потому что налоговая инспекция может запросить данные документы.

Например, налоговая может запросить спецификации к договору, если в договоре указано, что на каждую поставку должна заключаться спецификация. Либо, например, заявки на отгрузку, если в договоре указано, что данные заявки оформляются в письменной виде.

Отсутствие документов, прописанных в договоре, налоговой воспримется как дин из признаков фиктивности его заключения.

В договоре со стороны поставщика должны быть указаны действительные контакты его сотрудников, такие как электронная почта и номер телефона. Желательно именно те по которым и происходит общение с поставщиком.

Если договор подписан директором, по собранным документам убедитесь, что он являлся руководителем компании на момент подписания договора, если договор подписан по доверенности, запросите оригинал этой доверенности или заверенную его копию. Удостоверьтесь, что данная доверенность ему позволяет подписывать договоры.

Если договор заключен на строительные работы, убедитесь, действительно ли подрядчик состоит в СРО. Проверьте, что сумма сделки не превышает максимально разрешенную для этого подрядчика, указанную на сайте СРО.

Заключение

В целом понятие «Коммерческой осмотрительности» при выборе контрагента подразумевает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности, как поставщика, так и налогоплательщика.

Исчерпывающего алгоритма проверки потенциальных поставщиков на благонадежность нет. Чем больше вы соберете документального подтверждения коммерческой и должной осмотрительности, тем проще будет «отпинаться» от налоговой, если в будущем возникнут вопросы по возможной фиктивности взаимоотношений с данным поставщиком.

Как написано на сайте налоговой инспекции – «При заключении сделок необходимо помнить, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и все негативные последствия необдуманных решений ложатся на плечи самого налогоплательщика»

Если статья была полезной ставьте Класс и подписывайтесь на канал. Свои мысли и советы по теме пишите в комментарии.

#должнаяосмотрительность #проверкаконтрагента #налоговая проверка #бухгалтерский учет #налоговый учет