Найти в Дзене
Sailskipper Paint

О морской практике на шлюпках в ВМФ.

В Советском и Российском ВМФ немалое место занимает морская практика на гребно-парусных шлюпках типа «Ял-6». На этих шлюпках проводятся соревнования по гребно-парусному, гребному спорту и морскому многоборью. Соревнования имеют достаточно высокий уровень: Первенство флота, Чемпионат ВМФ, Первенство ВВМУЗ (Высших военно-морских учебных заведений), Чемпионат Вооруженных Сил, Чемпионат России и разные поменьше типа «первенство эскадры, бригады, города, области» и другие. В 2021-м году на озере Иссык-Куль даже состоялся Чемпионат Мира на «ЯЛ-6», в котором приняли участие команды из России, Казахстана, Киргизстана. Это – т.н. «военно-прикладные» виды спорта.

Ял-6.   Хорошая  шлюпка.
Ял-6. Хорошая шлюпка.

И хотя в соревнованиях участвуют сборные команды от соединений, объединений и училищ, традиционно к шлюпкам привлечены все, кто служит в ВМФ или учится в ВВМУЗ.

Я заканчивал Калининградское Высшее Военно-Морское училище (КВВМУ) в 1983 году, которое дислоцировано в Калининграде, вдоль Советского проспекта. Теперь это - Балтийский Военно-Морской Институт имени Ф.Ф. Ушакова.

Интересно, что по климатическим показателям сегодня Калининград и область – реально курортная зона. А в 70-80-х климат был проблематичнее, наряду с жаркими днями случались холодные периоды до 2-3-х недель в июле или августе, когда каждый день летела морось, дул сильный западный ветер и было очень некомфортно в сырой одежде, если ты оказался на природе, а не в закрытом помещении. А зимой с 1978 на 1979 год морозы достигали иногда минус 40 по Цельсию, в результате которого многие обморозили уши, подбородки, щеки и носы… Все равно в Калининградской области считались курортными города Светлогорск, Зеленоградск, по спецпропускам Куршская Коса с поселками Лесной, Рыбачий, Морской. Янтарный и Донской были закрытыми, Пионерский относительно закрыт, потому что был в то время мало интересен: крупная рыбопромысловая база и практически не было домов отдыха и
санаториев. В общем, по «народному» рейтингу в 80-х попасть в Светлогорск или Зеленоградск – это приблизительно как в Пярну, в Сестрорецк (турбаза «Разлив»), или лучше бы в Юрмалу…

На шлюпках мы ходили по Калининградскому заливу либо на Верхнем озере, которое называли озером Тельмана, так как там вдоль берега есть улица Тельмана. Я был командиром шлюпки, потому что до поступления в КВВМУ много лет занимался парусным спортом. И каждый раз, когда мы приходили к шлюпкам, переодевались в спортивную одежду и обувь, начинался этот дождь или морось. Однако план подписан и надо грести. Особенно будущим морякам. Если в ладонях мокрый валёк весла, а сидение под попой мокрое и штаны мокрые, то очень быстро образовывались большие мозоли на ладонях и на заднице, они очень долго заживали. К следующей гребле не заживали, и новые мозоли добавлялись к старым. Эти новые и старые мозоли мы обильно поливали йодом, сыпали на них порошок-стрептоцид, после тренировок обматывали бинтами и дальше жили с этим. Поэтому каждый раз, когда мы подходили к шлюпкам и начинался дождик, то мы говорили: «Ну вот, пошел гребной дождь!» Потому что раз он пошёл, то надо грести куда-нибудь…

Были и такие приятные моменты: гребем по реке Преголя, устали, видим лужок с пасущейся коровой. Посылается «гонец»: «Кто хозяйка коровы? А можно ли купить парного молочка?» «А почему бы и нет? Пойдемте, собираюсь доить сейчас! И банка у меня есть 3-литровая. С вас 80 копеек…» И вот сидим мы около костра на берегу, на веточках поджариваем черный (настоящий Советский) хлеб и сало, это сало капает на горячий хлеб. А мы - молодые же, - вечно голодные! И этот запах черного хлеба с салом, и запить кружкой парного молока!!! И снова за весло! Все равно голодные, но удовольствие получено. И всё впитанное в организм через молоко, сало и хлеб, очень быстро превращалось в мышечную ткань в разных местах разных частей тела.

В мае уезжали в город Балтийск на шлюпочные сборы. Каждый день ходили на шлюпках под парусами и на веслах, а жили в каютах на посыльных катерах ПОК-1 и ПОК-2.
В Калининградском заливе в мае был разгар промысла салаки. В городах Светлом и в Мамоново рыболовецкие колхозы по-прежнему добывают эту салаку в сезон. Правда, она стала намного мельче почему-то. Мы доставали её у рыбаков бесплатно, потому что они хорошо относились к будущим морякам и были рады угостить нас рыбкой. А «у себя» (на ПОК-1 и ПОК-2) на камбузе мы жарили пару больших блюд салаки и такое же большое блюдо её икры колбасками. Садились вокруг стола и «урчали» от удовольствия поедания жареной салаки. Молодой развивающийся организм, особенно военного, всегда голоден, и такое угощение, как жаренная салака или килька - всегда деликатес! Немыслимый деликатес, особенно после гребли при «гребном дожде»…

Однажды на шлюпке подошли к сейнеру, который как раз поднимал «кошелёк» с салакой. Просим: «мужики, рыбкой угостите?» Оттуда: «Конечно! Подплывайте под кошелек, снизу развяжите, возьмите сколько надо и снова завяжите». Мы подошли, развязали и нам в шлюпку вывалилась вся рыба из кошелька, там её было не меньше тонны. Шлюпка по борта в воде, мы вычерпываем за борт салаку, чтобы не утонуть, а рыбаки на сейнере ржут, хватаясь за животы… Доплыли мы до базы…. Часть салаки (две трети от вывалившейся в шлюпку) мы вычерпали за борт, остальную довезли. Зато салаки так объелись, что затем долго её не хотелось.

Мы практиковали управление этими шлюпками в самую разную погоду, даже когда было нельзя из-за слишком сильного ветра.
Мы не только учились хождению под парусом и на вёслах на шлюпках, но и сплачивались, учились взаимной поддержке.
Несколько советов для тех, кто ходит на шлюпках:

1. Я наблюдаю, что на современных шлюпках на мачте отсутствует ракс-бугель, его давно выбросили и забыли, что это такое.

-2

Под №-4 - ракс-бугель. Это такое металлическое кольцо вокруг мачты с крюком и кольцом. За кольцо крепится фал, а на крюк вешается реёк.

Сейчас поднимают паруса , привязав фал к рейку удавкой, поднимают реёк до упора. В сильный ветер происходит следующее: при уваливании с курса бейдевинд на курс бакштаг или фордевинд, реёк поворачивается вокруг мачты, кусочек натянутого фала наверху следует за рейком, еще больше натягивается и сламывает верхушку мачты в районе шкива. В сильный ветер правильнее поднимать паруса на ракс-бугеле.

2. В любой ветер, даже в очень слабый, но если есть хотя бы маленькая волна (зыбь, волна от прошедшего мимо катера и т.д.) целесообразно завести и втугую выбрать наветренный бакштаг. Если бакштаг не установлен или не выбран, то при волне шлюпка тыкается носом, реёк наверху раскачивает мачту, и парус не держит постоянно правильную форму, шлюпка останавливается. Достаточно настроить бакштаг и шлюпка в бейдевинд пойдет заметно быстрее и стабильнее.

3. Много раз наблюдал, как в гонках без руля на многих шлюпках не получается поворот фордевинд у знака, и они продолжают «пыжиться» и идти дальше. Не надо особо пыжиться. Гонка без рулей, поэтому естественно, что любое судно без руля управляется хуже, чем с рулем. Надо перед знаком заметно привестись, можно до галфвинда, тем более, что без руля шлюпка легко приводится к ветру. А затем из этого положения уваливаться, на инерции поворота пересечь кормой линию ветра, а далее приводиться на новом курсе и дифферентовать шлюпку.

Особые качества шлюпки типа «Ял-6»:
1. Хорошая всхожесть на волну при любых курсах относительно волн. Мало заливает, а то количество, которое заливает и забрызгивает – обычно несложно удалить за борт черпаком даже одному человеку. Шлюпка очень «резво» и уверенно всходит на волну, пропускает её под собой так, что эта волна даже не сердится, а ласково облизывает….
2. Относительно несильно кренит из-за небольшого бокового сопротивления корпуса, а большой экипаж (6 гребцов) успешно откренивает при сильных ветрах.
3. Возможность очень быстро убрать парусное вооружение – за секунды.
4. Корпус настолько избыточно крепок, что никакая волна не может его повредить.

Безусловно, экипаж должен быть натренирован и подготовлен, в том числе психологически к штормовой погоде и в доверии к ЯЛ-6. В растерянности неподготовленные люди могут принять навязываемую Природой беду.
Шлюпки не предназначены для дальних странствий, их использование предусмотрено в пределах видимости кораблей исторически для коммуникации между ними, для доставки людей на берег от корабля на якоре, для досмотра других судов и прочих задач. При исследовании Дальнего Востока шлюпки совершали многодневные переходы и преодолевали разные условия и лишения. Традиционно это плавсредство с большой историей в ВМФ присутствует, хоть теперь в основном для тренировок и соревнований.

Фото автора.  Тут мне, наверное, 19 лет...
Фото автора. Тут мне, наверное, 19 лет...