В 1981 году немецкая хэви-металлическая группа Accept записала свой самый классический альбом «Breaker», изменив для его создания всю свою хэви-металлическую концепцию в сторону усиления саунда. Однако пластинка не была оценена в чартах ведущих «музыкальных» держав и не добралась в США даже до как минимум законного «золота».
Именно с альбома «Breaker» группы Accept начался мой к ней интерес. До этого, в самом начале 80-х, я слышал первые два альбома, и они мне настолько не понравились, что я вообще не воспринял их как какое-то музыкальное произведение. Эта немецкая группа в целом мне показалась какой-то вымученной, и особенно на фоне тех же немцев Scorpions, которые к 1981 году выпустили целый ряд практически конгениальных альбомов.
А вот «Акцепты» были одной из миллионов хэви-металлических групп, которые тогда начали выползать на музыкальный рынок. И я не мог понять, как их пластинки вообще попали в СССР – к нам обычно везли только то, на чем можно было гарантированно срубить бабла, а что можно было срубить с таких невнятных «шедевров», как альбомы «Accept» (1979 г.) и «I'm a Rebel» (1980 г.)?
Но я тогда еще не знал того факта, что Accept, в общем-то, в СССР стали более-менее известными уже в 1981 году, и многие наиболее «продвинутые» меломаны подгребали под себя все их произведения, выплачивая неплохие деньги за них. И отправной точкой стал именно альбом «Breaker», вышедший в 1981 году, и в том же году попавший на «тучи» нашей социалистической Отчизны.
Но я до самого выхода «Metal Heart» не обращал никакого внимания на такие «полуподпольные» группы. Я тогда увлекался «Мэйденами», «Пристами», AC/DC и прочими гигантами металла, поэтому и не обращал внимания на все новинки Accept. И когда в один прекрасный момент (в году так 1983-м) я вдруг услышал «Breaker», я буквально ошалел от того, насколько классной была музыка на этом альбоме.
Конечно, «Брейкер» не дотягивал до «British Steel», «The Number of the Beast» или «Back in Black» по монументальности, но все равно это был если и не шедевр, то очень заметная пластинка на фоне практически всей тогдашней рок-музыки. И очень удивительно мне было узнать впоследствии, что этот самый, по сути, яркий альбом группы не принес ей финансового успеха – он, как и прежние альбомы, не попал ни в какие основные чарты, а музыканты кормились только с концертов, а также с побочных заработков.
Тем не менее, альбом «Breaker» был замечен в Европе, и после его выпуска группа поехала в европейское турне на разогреве у самих «Пристов»! Правда, в Америку этих немцев пока что никто не пускал, но это были всего лишь организационно-финансовые проблемы, потому что небольшой немецкий лейбл Brain, который выпускал тогдашние пластинки группы, не имел возможности организовать гастроли за океаном. Когда в 1982 году «Акцепты» перешли на RCA, от приглашений в США уже не было отбоя. И дело не в том, что повысилась популярность группы – альбом 1982 года «Restless and Wild» был менее популярным, чем «Breaker», - просто новый, более крупный лейбл был согласен вкладывать денежки в раскрутку масштабных гастролей.
Да, история знает множество знаковых альбомов групп, которые были записаны не в самые лучшие для этих групп времена, но которые впоследствии стали мега-популярными. В качестве примера можно вспомнить альбом AC/DC «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» 1976 года, который прошел совершенно незамеченным даже в Австралии, но когда в 1980-м группа стала мега-популярной, он мгновенном стал «платиновым», а впоследствии и «мультиплатиновым» (более 6 миллионов проданных экземпляров только в США).
Правда, в случае с Accept все было несколько иначе, американских «платин» группа никогда не зарабатывала, тем не менее, альбом «Breaker» сегодня является одним из эталонов классики мирового хэви-металла. Да, «Balls to the Wall» (1983 г.) стал творческой и коммерческой вершиной группы, а «Metal Heart» поразил американских хэви-металлистов своим залихватским саундом буквально в самое сердце. Но все же именно «Брейкер» стал ментальной вершиной, с которой начались все успехи «Акцептов», и до которой впоследствии они так и не смогли даже дотянуться, а не то чтобы ее «перевершить».
Очень интересно, что именно сами музыканты говорят об этом альбоме, который они любят больше всех остальных. Объясняя относительный неуспех двух предыдущих творений, сам Удо вспоминает о том, что, несмотря на то, что продюсерские обязанности снова взял на себя Дирк Стеффенс, который готовил и предыдущую пластинку, фактически руководили всем процессом звукоизвлечения и записи непосредственно музыканты. До этого всеми действиями, включая и сочинение музыки, руководили исключительно специалисты лейбла, но именно это и провалило два первых альбома.
И на самом деле – саунд новой пластинки кардинально отличается от того, что было записано ранее. Он стал чище, аранжировки – гораздо смелее, а песни приобрели чисто хэви-металлический напор, который практически отсутствовал на первых двух альбомах. По сути, хоть те альбомы и позиционируются, как металл, но они скорее были исполнены в жестком хард-роковом, а то и вовсе рок-н-ролльном ключе. А вот «Брейкер» - это уже металл в самом своем чистом виде, без всяких глушащих скрежет гитар звукозаписывающих «примочек».
Однако, как по мне, но не все песни на альбоме равноценны. Конечно, откровенного «мусора», то есть «проходняка», тут нет, но есть композиции, которые явно были сделаны для заполнения альбома. Но то, что составляет его костяк – и на самом деле вполне убойно даже по нынешним временам. И потому, думается, что если бы в 1981 году «Акцептам» повезло с мощным лейблом, то альбом наверняка взял бы свою «платину» в США, а то и не одну.
Итак, рассмотрим каждую песенку этой почти что шедевральной пластинки по раздельности. Все песни написали музыканты группы совместно, кто писал стихи для песен – непонятно, потому что музыканты очень долго не могли освоить английский литературный, чтобы писать полноценные тексты. Правда, лично я качество тестов оценить не могу, потому что английским на слух практически не владею. Но Удо издает свои вокальные звуки зачетно, так что придраться тут просто не к чему.
Сторона 1:
1). Starlight (3:52) «Звездный свет». Полный убой начинается прямо с этой «открывашки» - не похожей по мощи и целеустремленности ни на что, записанное «Акцептами» ранее. Каждый инструмент тут прописан так четко, что не остается никаких сомнений в том, что группа поработала над саундом очень серьезно. Сдвоенные гитары просто поражают, очень похоже на гитарную технику «Мэйденов», но самый интересный момент заключается в том, что «Мэйдены» в 1981 году эту технику еще не использовали в полной мере. А вот «Акцепты» - использовали. Из этого можно сделать вывод, что «Мэйдены» пошли по пути копирования находок Accept?
2). Breaker (3:35) «Разрушитель». Мощность повышается, и эта песня по значительности на голову стоит выше предыдущей, правда, в кульминации соло-гитары практически отсутствуют, замененные обычными, хоть и довольно мощными гитарными пассажами. Зато соло в финале очень сильно смахивает на творчество Ричи Блэкмора времен «Rainbow». Думаю, что для гитаристов «Акцепта» «король гитары» был кумиром, кстати, на альбоме 1983 года соло-гитарная «блэкморовщина» проявилась в гораздо более мощном виде.
3). Run If You Can (4:49) «Беги, если сможешь». В принципе, песня эта тоже мощная, но больше похожа на какую-то патриотическую агитку, которые всегда были свойственны всем немцам, играющим рок, включая и швейцарцев Krokus. Зато соло-гитары прекрасны, хотя и звучат не так мощно, как положено звучать на хэви-альбоме.
4). Can't Stand the Night (5:22) «Терпеть не могу ночь». Прекрасная баллада, но она мне чем-то напоминает песенное творчество в советском пионерском лагере вокруг костра. Правда, Удо тут временами взрывается совсем не по-пионерски, но соло-гитара опять-таки напоминает патетикой гимн «взвейся кострами». Нет, я эту песню не критикую, она хороша, и полностью вписывается в альбом.
5). S0n of a Bitttch (3:55) «Сукккин сын» (название изменено мной по цензурным соображениям). Самая зачетная песня альбома. Говорят, она наполнена маттюкками, поэтому на вкладке текст ее не опубликован. А японцы на своих выпусках вообще переименовали ее в «Born to Be Whipped» («типа что-то «Рождённый быть высеченным»). Но самое что интересное – новое название песни отмечено только на лейбле японской пластинки и вкладке, а на оборотной стороне конверта так и осталось оригинальное – «S0n of a Bitttch».
Сторона 2:
6). Burning (5:15) «Горение». Не очень мне нравится эта песня, какой-то рок-н-ролльный «проходняк». Однако полностью считать эту песню «пропащей» нельзя. Во-первых, довольно неплохо чешут ритм-гитары, как по саунду, так и по драйву. А, во-вторых, соло тут весьма зачетное, чем-то напоминает игру Ангуса Янга из AC/DC, хотя, конечно же, до Ангуса тут немного неблизко.
7). Feelings (4:48) «Чувства». Чем-то напоминает по ритму песенку Black Sabbath предыдущего года «Heaven and Hell». А так вообще-то ничего, хотя, конечно же, и не шедевр. Кстати, тембр соло-гитары тут тоже «саббатовский», хотя и не очень внятная игра. Но, в принципе, если уж придираться к этой песне, то не по таким пустякам. Для 1981 года это можно назвать достижением хэви-металла.
8). Midnight Highway (3:58) «Полуночное шоссе». Ну, а это такой дремучий почти что «проходняк», что даже критиковать не хочется. Впрочем, густой звук бас-гитары тут завораживает, наверное, это и спасает всю композицию целиком. А так чем-то похоже на попсовые опыты Rainbow 80-х, а то и вообще на ранние бабл-гамовские выкрутасы Sweet начала 70-х, особенно припев.
9). Breaking Up Again (4:49) «Снова расставание». Самая шикарная песня альбома, это баллада не просто на мировом, а на самом мировейшем уровне, невзирая даже на то, что исполняет ее на вокале не Удо, а бас-гитарист Питер Балтес. Если бы кроме нее на пластинке больше ничего не было записано, и в таком виде она была бы достойна «мультиплатинового» статуса. Странно, почему в 1981 году ее так недооценили, что сингл с ней не собрал многие миллионы по продажам? Песня этого заслужила тысячекратно. Да и альбом с ней должен был бы получить как минимум 10 «платин» по всему миру.
10). Down and Out (3:42) «Спускайся и выходи», как вариант – «Потерявший всё». Убойнейшая «закрывашка» для альбома. Это настолько высококлассный шедевр, что и комментировать тут нечего. Интересно, что соло-гитары мне напомнили что-то из лучшего соло-гитарного репертуара «Пристов» 70-х. Хотя и без кальки на творчество Ричи Блэкмора в некоторых местах тут не обошлось.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О НЕМЕЦКОМ ХЭВИ-МЕТАЛЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Metal Heart», 1985 г. ~ звездный час Accept, не оцененный в США, но «выстреливший» в СССР
Три самых убойных альбома группы Accept, родоначальницы хэви-металла