Найти тему

Почему элитный врач ушел в социальную медицину

А также о том, как главный врач столичных больниц стал небесным покровителем немощных и обездоленных.

Молодой немецкий врач Фридрих Иозиф Гааз приехал в Российскую империю по приглашению членов царской фамилии. Один из представителей династии, будучи пациентом этого талантливого, покоряющего своей образованностью, доктора, был под таким впечатлением от его лечения, что убедил переехать на заработки в Москву. Очень быстро молодой лекарь обрусел и уже не представлял жизни вне этой страны, где получил новое имя Федор Петрович Гааз.

Изначально Федор Петрович был элитным доктором. Отбоя от состоятельных пациентов не было, и талантливый врач быстро разбогател. У него появился свой особняк, роскошная карета (все по моде того времени — начала 19 века), деревня, и даже частный бизнес — суконная фабрика. Еще большее уважение он приобрел, когда в годы войны 1812 года примкнул к российской армии в качестве фронтового врача. А его поездка на Кавказ, где Федор Петрович всецело отдал себя изучению целебных свойств источников Кисловодска, Ессентуков и Железноводска (что стало объектом его исследовательских трудов), дала старт зарождению новой науки - «Курортология». Не удивительно, что активная общественная деятельность была замечена правительством страны и энергичный и трудолюбивый Гааз был назначен главным врачом всех тюремных больниц города Москвы. А также членом попечительского тюремного комитета.

Какое событие стало поворотным в жизни доктора Гааза, остается только предполагать. Но неожиданно курс его деятельности изменился. Вчерашний врач, который частной практикой зарабатывал большие деньги, вдруг добровольно принял на себя функции социального доктора. Теперь он по собственной инициативе абсолютно безвозмездно лечил тех, кто сам не мог за себя заплатить. Более того, он не просто за свой счет покупал пациентам лекарство, но и материально помогал им. Значительные средства уходили на строительства им социальных больниц, школы, на содержание которых ушла вся материальная база, заработанная им в начале его лечебной практики в России. Он продал свои деревню с фабрикой, особняк, а все вырученные им средства были потрачены на благотворительность. То что он получал от своих богатых клиентов, также уходило на помощь нуждающимся.

Не удивительно, что такая самоотдача откликнулась в народе преданным почитанием и любовью. Его так и называли ласково «Добрый доктор», «Святой доктор», «Наш доктор». Даже пословицу сочинили: «У Гааза нет отказа». А еще об этом божьем человеке легенды по Москве ходили. Рассказывали, что к нему в больницу попала девочка с онкологией кожи лица. Бедняжка очень страдала, от нее шло такое зловоние, что родная мать не могла приблизиться. Доктор Гааз садился на кровать рядом с маленькой пациенткой, обнимал ее, гладил по головке, утешал, успокаивал, пока она не умерла. Еще рассказывали, что на Гааза, который поздно вечером направлялся на вызов к пациенту, напали разбойники. Они хотели его ограбить, но когда догадались кто перед ними стоит, не просто проводили его до пациента, чтобы «никакой варнак не обидел», но и оставили противозаконную деятельность и устроились работать к Гаазу в больницу санитарами.

Но, наверное, самый большой показатель авторитета святого доктора у москвичей был связан с эпидемией холеры. Заболеваемость была большая, смертность стремительно росла. В народе пошел слух, что правительство Москвы нарочно распространяет заразу. Начались волнения, которые грозились вылиться в бунт. И тогда чиновники обратились за помощью к Гаазу. И он бесстрашно выходил на улицы перед агрессивной толпой, где рассказывал о холере, ее профилактике и лечении. И люди, внимательно выслушав его, разошлись по домам, согласившись соблюдать карантин. Порядок в городе был восстановлен. Также отважно, с помощью личного примера, он боролся со страхом медицинского персонала приближаться к холерным больным. Сам лично на глазах подчиненных обнимал зараженных и даже лег ванну с водой, в которой до этого вымыли инфицированного. Таким образом он пытался победить панику, царящую тогда в Москве.

В конце жизни он жил в каморке при своей больнице, и каждый его день был посвящен помощи пациентам: кто нуждался в лечении, кто в добром слове, напутствии, кто в заступничестве перед властями, кто в продуктовом пайке, кому срочно нужны были деньги. Никому не отказывал. Не удивительно, что когда Федор Петрович умер, выяснилось, что у него нет никакой собственности, разве что старенький поношенный сюртук, да молитвенник. Хоронили его за казенный счет. На похороны пришло около 20 тысяч человек, в глазах которых застыло искреннее горе. И тут и там скользило причитание «Благодетель ты наш, на кого нас покинул?..». Хотя Гааз был католиком по вероисповеданию, сам Митрополит Московский дал благословение служить панихиду по покойному в православных храмах.

Но прижизненная популярность доктора Гааза не идет ни в какое сравнение с посмертной славой. Сегодня могила Федора Петровича — место паломничества людей, вдохновленных его профессиональным и человеческим подвигом. Больница, где Гааз занимал должность главного врача, теперь зовется его именем, на ее же территории стоит памятник святому доктору. По всей стране есть соцобъекты или благотворительные общества, названные в честь него. Например, в Перми работает детский онко-гематологический центр имени Ф.П. Гааза.

Не так давно Гааз был возведен католической церковью в ранг святых. Но задолго до канонизации по русскоязычному интернету ходили молитвы доброму доктору, который почитается россиянами, как небесный покровитель и вдохновитель врачей, а также заступник для всех больных и обездоленных.

Молитва по ходатайству Слуги Божия доктора Гааза
Отче Небесный, заступничеством Слуги Твоего Фёдора Гааза, святого доктора, заступника страждущих и заключённых, молим Тебя: даруй исцеление больным, милосердие, мужество и защиту от заражения – помогающим в страданиях, память о Христе пастырям, мудрость и заботу о людях мирским властям, всем нам – усердие делать добро. Тебя, даровавшего слуге Твоему доктору Гаазу самоотверженную любовь и милосердие к страждущим, молим прославить Его в сонме Твоих святых, чтобы явить в нём образец преданной Богу жизни и христианского служения ближним через деятельное сострадание к больным, бедным и униженным. Через Христа, Господа нашего. Аминь

Сегодня жанр экранизации биографии личности, оставившей след в истории достаточно популярны. Но почему-то режиссеры предпочитают снимать сериалы об отморозках типа Чикатило, обходя стороной более достойных личностей, таких как Гааз. А зря! Жизнь Гааза была полна взлетов и падений и очень напряженных переломных моментов. Например, когда он стоял перед разъяренной толпой, готовой к погромам, или встреча с разбойниками, или период, когда она занимал должность главного врача тюремных больниц и против него велись многочисленные интриги, да и тема, как долго может человек безупречной честности и человечности, не идущий на компромисс с совестью задержаться у власти... Очень бы хотелось увидеть полноценную художественную экранизацию про эту невероятную личность.