В течение менее чем одного месяца Нижний Новгород уже дважды столкнулся со значительным подтоплением улиц в нескольких районах после дождя.
В данной ситуации мы имеем дело с ситуацией, когда некий инженерный объект, а именно дорожная сеть, поддерживается в определенном состоянии, но – недостаточно комплексно, не во всех своих элементах, которые востребованы пользователями объекта.
Дорога должна быть заасфальтированной и ровной – и по этой части есть определенные требования, за соблюдением которых ведется контроль. Однако дорога должна иметь также способность к отведению воды в случае дождя – и эта часть свойств вышла за рамку непосредственной отчетности.
В качестве аналога подобного упущения можно назвать то, что ныне хорошо известно по Дзержинску, я имею в виду накопленный экологический ущерб. Ситуацию с нижегородской ливневкой тоже можно назвать накопленным ущербом, поскольку дорожная инфраструктура долгое время недооснащалась таким важным инженерным элементом, как качественно спроектированный и добросовестно выполненный водоотвод.
Мне кажется, что постепенно мы придем к пониманию того, что дорожная сеть должна выполнять свою функцию не только в ясную погоду, но и в ненастье.
И потребители, пользующиеся этим элементом инфраструктуры, все горожане, должны указывать властям на имеющиеся недостатки в отведении воды с улиц. Без этого трудно ожидать, что те, от кого зависит решение вопроса, возьмутся засучив рукава исправлять этот неучитываемый ныне ущербный элемент дорожной сети.
Уже второе подтопление районов Нижнего Новгорода за месяц – серьезный знак, на который руководители города и области должны обратить внимание. Ликвидация Игумновского полигона и «Белого моря» – это пример того, как долгое время остававшиеся вне фокуса общественного внимания проблемы находят свое решение.
Городская дорожная сеть должна постепенно оснащаться более совершенными структурами водоотведения. В противном случае имеющийся ущерб будет накапливаться и становиться причиной еще более серьезных проблем.
Андрей Дахин, профессор НИУ РАНХиГС