Отвергнутый как диссидентами, так и властями, первый в Советском Союзе феминистский журнал пролил свет на насилие в семье, неравную оплату труда и жестокое обращение в родильных домах — и все это при использовании тех же самодельных журналов, которые сегодня так любят российские активистки.
В конце лета 1979 года две женщины в Ленинграде сели за свои пишущие машинки. Каждая из них напечатала по пять экземпляров 131-страничного альманаха « Женщина и Россия » — нового самиздата или подпольного издания, ставшего первым феминистским журналом в Советском Союзе. Статьи, рассказы и стихи в журнале описывали способы угнетения женщин советским обществом из-за их пола.
Тиражом всего 10 экземпляров брошюры в ручном переплете были выпущены в Ленинграде в сентябре 1979 года. Читатели получали журнал, проглатывали содержимое за одну ночь и передавали кому-то другому.
Новости о зажигательном альманахе и его редакторах-женщинах дошли до КГБ к концу 1979 года. После нескольких месяцев запугиваний, обысков и допросов четыре главных редактора журнала « Женщина и Россия» покинули Советский Союз. Другие редакторы и участники остались, работая анонимно, чтобы продолжать публиковать.
В раннем Советском Союзе были введены одни из самых прогрессивных прав женщин, которые когда-либо видел мир. Декреты, изданные в конце 1910-х и 20-х годах, сделали развод быстрым и легким, а также гарантировали содержание детей вне законных союзов. Для молодоженов даже стало возможным брать фамилию женщины. Помимо правового кодекса, большевистская культура поддерживала женщин как гордых пролетариев на том же уровне, что и мужчин, и поощряла женщин заниматься физическим трудом и наукой.
Эти законы и практика были быстро распущены при Сталине. Акцент сместился к традиционной нуклеарной семье, и идеальная советская женщина стала образцом матери, жены и коммунистки. Хотя постсталинский Советский Союз гордился своими женскими успехами, такими как Валентина Терешкова, первая женщина в космосе, и Екатерина Фурцева, первая женщина-секретарь Коммунистической партии с 1919 года, издевательства над женщинами за дверями коммуналок не прекращались.
Искры советского феминизма вспыхнули в ленинградской студентке - Татьяне Мамоновой. Хотя она и училась на фармацевта, ее больше привлекала западная философия и социология, и она часами проводила в библиотеке, просматривая книги из Франции и Великобритании. Она впервые выучила слово «феминизм» и осознала всеобщие проблемы неравенства и подавления женщин в своей стране. Мамонова стала художницей и поэтессой, вышла замуж и родила сына. Но в 1970-х годах ее вера в необходимость феминизма была подкреплена ее унизительным опытом в родильном доме и сексуальным насилием. В конце десятилетия Мамоновой пришла в голову идея создания женского альманаха. Она начала искать женщин со схожими взглядами в Ленинграде для участия в ее проекте.
Татьяна Горичева, Наталья Малаховская и Юлия Вознесенская не знали слова «феминизм», пока не встретили Мамонову. Все трое были писателями, верующими женщинами, столкнувшимися с жестоким обращением : Малаховская терпела мужа-алкоголика , Горичева организовывала группы верующих женщин и впоследствии была уволена с нескольких работ, а Вознесенская страдала в женских трудовых лагерях на протяжении 1960-х и 70-х годов. Мамонова случайно наткнулась на записи об их печальном и трагическом опыте и пригласила их поработать над новым альманахом.
Нелегальные подпольные издания не были чем-то новым в Советском Союзе. Самиздатом активно пользовались диссиденты, группа интеллектуалов, выступавших за права человека в позднесоветский период. Сначала казалось, что феминистки легко впишутся. Некоторые известные диссиденты сами были женщинами. Однако попытки феминисток опубликовать альманах в диссидентских кругах были быстро отвергнуты.
Татьяна Мамонова сначала хотела выпускать журнал на легальной основе, но официально издавать его, конечно, было невозможно. Потом она начала искать связи с женщинами-диссидентками, но создать продуктивное сотрудничество с ними так и не получилось. Вопрос о женском опыте никогда не поднимался в их кругах. Диссидентское движение не обращало внимания на эти темы.
Коллектив журнала « Женщина и Россия » взялся за составление, печать и распространение альманаха самостоятельно. В течение августа 1979 года они собирали произведения других женщин-соавторов, редактировали материал, печатали 10 копий и переплетали их. В сентябре, всего через месяц после начала работы, они выпустили альманах в Ленинграде.
Содержание первого номера журнала « Женщина и Россия» описывает трудности, с которыми сталкивались женщины в Советском Союзе. В статьях исследуются двойные стандарты женщин как пролетариев, жен и матерей, унизительные условия в родильных домах и клиниках для абортов, неравная оплата труда, мужья-алкоголики и жестокое обращение с женщинами в семьях, некачественный уход за детьми со стороны государства и многое другое. Есть письма из женских трудовых лагерей, история женского образования в России, стихи и рассказы.
Естественно, журнал «Женщина и Россия» вскоре попал в поле зрения КГБ. Мамонову впервые допросили в ноябре 1979 года, а в декабре предупредили, что в случае выхода второго номера она будет арестована. Сотрудники КГБ обыскивали квартиры участников, преследовали и запугивали их, а также вербовали соседей для слежки за ними. Офицеры также начали изымать экземпляры журнала.
Альманах мог бы быть утерян навсегда, если бы не активисты за границей. Осенью 1979 года, еще до начала конфискации, копия попала во французское консульство в Ленинграде и была контрабандой вывезена во Францию. Феминистки на Западе были поражены подробностями бедственного положения женщин в Советском Союзе. Начиная с 1980 года, переводы альманаха стали появляться в феминистских кругах Франции, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции и Дании.
Картина, представленная в журнале, показала, что реальность разительно отличалась от той советской пропаганды, которую демонстрировали на Западе. Советский Союз всегда пытался продемонстрировать, что, хотя права в стране нарушаются, люди, по крайней мере, живут хорошо.
Особенно это касалось медицинского обслуживания, которое многие западные левые превозносили как бесплатное всеобщее право в Советском Союзе, в отличие от их собственных стран. Журнал «Женщина и Россия» показал, что хотя медицина была бесплатной, условия в родильных домах и гинекологических клиниках были унизительными.
Угрозы КГБ против редакторов и их семей в Ленинграде продолжали нарастать. В преддверии Московской Олимпиады 1980 года перед главной редакцией стоял выбор: уйти сейчас или быть арестованным. Вознесенская уехала в Вену с двумя сыновьями в мае 1980 года. Остальные три редактора последовали за ней практически сразу.
Сегодня женщины остаются далеко разбросанными по всему миру. Малаховская поселилась в Австрии. Горичева жила в Западной Германии, сейчас живет в Париже. Мамонова уехала из Парижа в Нью-Йорк 20 лет назад, где и проживает сейчас. Вознесенская работала на радио и писала романы в Германии, пока не скончалась в 2015 году.
Основная редакция разделилась не только географически, но и идеологически. С самого начала женщины разделились, особенно по вопросу о религии. В то время как Мамонова утверждала, что церковь была еще одной формой патриархата, которая унижала русских женщин, другие женщины верили в основанный на вере феминизм, верный русскому национализму и православной церкви. На этом разлад внутри группы в конечном итоге положил ей конец.
Перед отъездом из Советского Союза Юлия Вознесенская и еще одна сотрудница журнала София Соколова начали работу над новым журналом «Мария», который был скорее религиозным, чем феминистским. Мамонова продолжала работать редактором журнала « Женщина и Россия» за границей. После распада Советского Союза она переименовала его в «Женщину и Землю».
Спустя более 40 лет выставка «Ленинградский феминизм 1979» путешествует по России и за ее пределами, чтобы поделиться историей женщин, стоящих у истоков первого советского феминистского журнала. Совместный проект ученых из Лейпцига и Санкт-Петербурга начал показываться в Санкт-Петербурге в феврале 2020, а в мае того же года переехал в Женский музей в Москве . Оттуда выставка отправилась в Берлин, Лейпциг и другие города Европы.