Под управлением Центральной дирекции пассажирских обустройств числится свыше 640 вокзалов и почти 17 тысяч платформ. В этом большом хозяйстве много исторических объектов. Один из них — Любань, первая крупная железнодорожная станция между Москвой и Петербургом, ставшая местом притяжения столичной интеллигенции в XIX веке.
Текст: Полина Пендина
Первое упоминание о Любани содержится в новгородской писцовой книге 1499 года. Тогда это было поселение всего из восьми дворов на двух берегах реки Тигоды. По одной из версий, его название произошло от слова «луб», поскольку в Новгородской губернии процветал лубяной промысел, по другой — от слова «любо», то есть «хорошо». В 1711 году Любань оказалась одним из пунктов на почтовом пути между Москвой и Петербургом, а в середине XIX века было решено, что здесь пройдет первая российская железная дорога.
Первый пассажирский поезд проследовал через Любань еще в 1849 году — до официального открытия Николаевской железной дороги. Через два года здесь уже была крупная железнодорожная станция: на ней обязательно делали остановку пассажирские поезда. Здание вокзала возвели по проекту Рудольфа Желязевича — этот архитектурный памятник сохранился до наших дней в первозданном виде. Интерьер украсили три мраморных камина и шведская печь работы итальянского скульптора Паоло Катоцци. Вскоре напротив вокзала появилось паровозное депо, а при нем — ремонтные мастерские. Любань стала популярным дачным местом у столичных жителей — летом сюда приезжали снять дом и отдохнуть на природе, устраивали любительские концерты и спектакли.
По инициативе одного из авторов проекта Николаевской железной дороги и первого министра путей сообщения России Павла Мельникова в Любани появились школа для детей рабочих, интернат для сирот, дом престарелых. А в 1868 году — и первая железнодорожная школа.
Мельников также выделил средства на строительство рядом с вокзалом церкви Петра и Павла. Храм возвели в 1867 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. Мельников провел в Любани последние годы жизни, и в этой церкви в 1880 году его похоронили. А в 1955-м в сквере у здания вокзала появился его бюст работы скульптора Дмитрия Епифанова.
Богослужения в храме продолжались до революции 1917 года. В начале Великой Отечественной войны в здание попал артиллерийский снаряд. Его начерно восстановили в том же году и возобновили службы, а свой первозданный облик церковь обрела после реставрации уже в наше время.
Недалеко от Любани расположена усадьба Марьино, принадлежавшая графам Строгановым. Проект усадебного дома создал Андрей Воронихин — зодчий, построивший Казанский собор в Санкт-Петербурге, и бывший крепостной Строгановых. Вокруг дома обустроили пейзажный парк в английском вкусе по проекту архитектора Адама Менеласа. После многих лет запустения усадьбу отреставрировали — и теперь любой желающий может прогуляться по английскому парку образца XIX века.
Центральная дирекция пассажирских обустройств — это не только современная инфраструктура, но и огромный коллектив, который трудится на благо наших пассажиров. Выделить из такого количества сотрудников лучших из лучших — непростая задача: вот только некоторые из них.
С Днем железнодорожника!
Геннадий Костылев, слесарь-сантехник Башкирского отдела Куйбышевской ДПО
Уже 19 лет Геннадий работает в дирекции пассажирских обустройств. Коллеги говорят, что он всегда готов прийти им на помощь, и не только на работе. Зимой этого года Геннадий спас 13-летнюю Викторию Кучерину от своры бездомных собак. Он отогнал разъяренных псов, на руках отнес девочку домой, передал матери и позаботился о том, чтобы ее вовремя доставили в больницу. Сегодня жизни Виктории ничто не угрожает.
Аниса Гарифуллина, дежурный помощник начальника вокзала станции Сорочинская Бузулукского участка Южно-Уральской ДПО
Аниса начала с должности билетного кассира, но уже скоро стала дежурным помощником начальника станции. Она признается, что ей всегда было интересно помогать людям, а здесь такие задачи нужно решать каждый день. В прошлом году Аниса представляла свою дирекцию на чемпионате ЦДПО по методике WorldSkills — RZDSkills. Она не собирается останавливаться на достигнутом: совмещает работу с заочным обучением в Оренбургском институте путей сообщения по специальности «эксплуатация железных дорог».
Оксана Гуцу, начальник Курганского участка Южно-Уральской ДПО
В ведении Оксаны 208 пассажирских платформ, крупный пригородный вокзал Курган и большой коллектив, задача которого — обеспечить комфорт и безопасность пассажиров. Гости Кургана отмечают, что здание вокзала словно создано для того, чтобы радовать. Например, здесь устраивают оригинальные фотозоны, в организации которых участвует весь коллектив, а вдохновителем становится Оксана. Несмотря на ответственную должность, она занимается волонтерством и благотворительностью. В 2021 году Оксану Гуцу признали лучшим руководителем среднего звена в ОАО «РЖД».
Фото: Александр Щепин, Алексей Ширманов / Фотобанк Лори, центральная дирекция пассажирских обустройств — филиал ОАО «РЖД» (ЦДПО)