Закрытие тубдиспансера Фрунзенского района и его присоединение к диспансеру Московского района узаконено постановлением правительства Петербурга. Как и зачем это будет происходить «Фонтанке» рассказал главный фтизиатр комитета по здравоохранению и главный врач Городского тубдиспансера Александр Пантелеев.
Как рассказывала «Фонтанка», решение о том, что здание на Боровой, 1 (Центральный район), будет передано в управление Санкт-Петербургской епархии, было принято еще год назад, но ни город, ни епархия не торопились. После публикации постановления городского правительства очередное известие об предстоящем закрытии снова испугало сотрудников тубдиспансера №17, задавшихся вопросами: где они будут работать, и кто будет лечить их пациентов.
«Создается объединенный диспансер Московского и Фрунзенского районов – с Боровой весь персонал в полном составе переводится на Звездную в здание Городского противотуберкулезного диспансера, который выполняет параллельно и функции районного (для жителей Московского района). Медицинские работники переводятся в объединенное медучреждение в полном составе и будут обслуживать по-прежнему Фрунзенский район по установленным Минздравом нормам – на 10 тысяч взрослого и детского населения 0,6 должности врача-фтизиатра, а с ними – медсестры и санитары», – рассказал «Фонтанке» Александр Пантелеев.
Фтизиатрическая служба давно уже не нуждается в масштабных площадях, занимаемых в советское и постперестроечное время. В Петербурге постепенно уменьшается число пациентов, нуждающихся в ее помощи. На 1 января 2022 года в городе лечились всего 1521 человек с активными случаями туберкулеза. После того, как человек вылечился от туберкулеза, он в течение трех лет состоит на учете – приходит к фтизиатру выполнить контрольное обследование. Кроме состоящих на диспансерном учете и активно болеющих, есть еще так называемых контактные – те, кто теоретически мог бы заразиться от заболевшего при близком общении. За ними тоже устанавливается наблюдение. Все три категории составляют чуть более 7 тысяч на весь Петербург. То есть в сравнении с 1990-ми, нагрузка на службу уменьшилась в разы.
«За последние 15-20 лет все-таки многое изменилось – нет массовой безработицы, голодающих, нет тех стрессов, что были в постперестроечный период (тогда случился массовый всплеск заболеваемости). Стала другой медицина – сейчас у нас есть возможность современными препаратами вылечить пациента раз и навсегда, а раньше он часто превращался в хронического больного, – объясняет главный фтизиатр. – Сейчас социально адаптированному человеку и заразиться-то негде – в его окружении нет распространителей инфекции. В метро люди не заражаются. В основном болеет дезадаптированное население – наркоманы, алкоголики, много пациентов с ВИЧ. И кстати, опасения, что пандемия [коронавируса] станет причиной роста заболеваемости туберкулезом, не подтвердились. Темпы снижения остались такими же, как и до ее начала: на 1 января 2020 года лечение требовалось 1881 человеку с активным туберкулезом, в мире признанным социальной болезнью».
В постановлении правительства от 1 августа, подписанном губернатором Петербурга Александром Бегловым, сказано, что объединение тубдиспансеров Московского и Фрунзенского районов состоится в течение полугода. Как рассказал Александр Пантелеев, в этот период на Боровой, 1 будут работать в обычном режиме. Как только он закроется, на следующий день прием своих пациентов врачи откроют на Звездной.