Найти тему
Headliner

Терем в Асташово: гостиница с богатой историей

На километры вокруг - снежное безмолвие. С первого взгляда может показаться, что это какой-то крупный государственный музей или чья-то частная вилла, а на самом деле это гостиница, куда может приехать каждый. Ближайший "крупный" город (всего 5 тысяч жителей) - это Чухлома, Костромская область.

Когда-то, чуть больше ста лет назад, здесь кипела жизнь. Мы хотим поведать Вам удивительную историю строительства, запустения и возрождения этого удивительного терема.

Асташовский терем зимней ночью.
Асташовский терем зимней ночью.

Строитель и хозяин терема - Мартьян Сазонов - сумел накопить богатство, будучи государственным крестьянином. "Как это было возможно?" - спросите вы. Все дело в том, что крестьяне могли заниматься так называемым "отхожим промыслом": на несколько месяцев они уходили из своих деревень в города, чтобы работать на фабриках или заводах. Редко удавалось "подняться" так же высоко, как удалось Сазонову, но и такие случаи бывали.

Мартьян Сазонов со своей второй женой.
Мартьян Сазонов со своей второй женой.

Осваивая плотницкое дело, постепенно он смог заработать достаточно денег на постройку терема. После смерти первой жены от тифа Мартьян вскоре женился повторно, уже на дочке священника из местной церкви. Он решил начать новую жизнь, ознаменовав это строительством большого, крепкого и невероятно красивого терема. Тем более, что уже более 30 лет Сазонов строил дома для других людей - пришла пора обзавестись своим собственным. И не зря - терем подарил этой семье почти два десятилетия счастливой семейной жизни.

Строительная артель Сазонова, работая в Петербурге, была в курсе совремнных архитектурных веяний. И, конечно, они не могли не знать о популярном тогда направлении - русском стиле. Если в двух словах, здания в русском стиле - это те, глядя на которые ты невольно вспоминаешь героев русских народных сказок и словно погружаешься в мир прошлого. Взгляните только на героя нашей сегодняшней статьи - Асташовский терем. На волне популярности этого стиля Сазонов привнес его черты в облик своего терема, в Костромскую глубинку.

-3

Мы съездили в это замечательное место, и сейчас хотим поделиться своими впечатлениеями.

Парадное крыльцо - это лицо дома, и потому нынешний хозяин дома (о нем скажем позже) не поскупился и украсил его замечательными витражами тонкой работы.

-4

Лестница в доме, которую возвел Сазонов, ничем не отличается от лестниц богатейших петербургских особняков, хотя и сделана из дерева.

-5
-6

У Асташовского терема две стороны - столичная и крестьянская. Сазонов всегда подчеркивал, что он государственный крестьян, гордился своим статусом, выбился в люди благодаря труду и умению.

Ныряем буквально в следующую комнату от парадной лестницы, и здесь уже все напоминает о быте крестьянском, 18-19 века. Особенно приятно, когда вещи стоят не просто ради красоты, а когда они действительно работают. Как, например, печка. Поскольку дом исполинских размеров, огромное количество дров уходило на протопку всего помещения. Печь в тереме топят и по сей день, из-за чего создается ощущение уюта и сопричастности к 19 веку.

-7

Хозяин терема не застал ни первой мировой, ни революции. Позже, когда к власти пришли советы, дом у семьи изъяли. С 1940-х годов каких только сельских учреждений тут не было. К 1970-м годам местная деревня обезлюдела, и последние 30 лет сюда практически не ступала нога человека.

Терем ветшал, зарастал, рушился, пока сюда не пришли профессиональные реставраторы и волонтеры.

Появился инвестор, и началось активное восстановление терема. В 2009 году здесь начали работать волотеры. Сначала всю территорию освободили от растительности, а затем приступили и к самому терему Сазонова. Первой отправилась на реставрацию башенка. Реставрировали и оригинальные бревна в соседнем городе Кириллове, и сейчас в тереме, который сияет новизной и поражает красотой, примерно 60% старых бревен и 40% новых. Реставраторы сохранили все, что могли.

-8

Может, вы уже заметили, что какие-то детали терема яркие и красочные, а другие - тусклые. Конечно, можно было бы "залить" весь дом яркой краской, и тогда он смотрелся бы прянично, по билибински, но историческая правда, если можно так выразиться, была приоритетом для реставраторов. Те детали декора, которые пришлось восстанавливать, выделены ярким цветом (покрашены). То, что осталось оригинальным, в том числе бревна, были сохранены в своем изначальном виде. Кстати, несмотря на то что здание приспосабливали под гостиницу, применяли технологии 120-летней давности: например, гидроизоляция здесь берестяная.

-9
-10
-11

Человека, который любит детали, не может не подкупать то внимание, с которым реставраторы подошли к восстановлению дома. Например, когда они только начали свою работу, в парадной гостиной они нашли кусок оригинальных обоев (на фото они весят справа от печи в рамке). В Англии были заказаны и воссозданы точно такие же обои, что позволило вернуть помещению первозданный вид. Еще один пример - изразцы на печи. Их рисунок частично сохранился, что дало возможность изготовить такие же, но новые (и изготовленные, кстати, в России). И так практически со всем: если были источники, которые помогали воссоздать изначальный вид, все это обязательно воссоздавали.

-12
-13
-14

Восстановление терема - это дело рук мецената Андрея Павличенкова. Он наткнулся на это чудо случайно и планировал только законсервировать это здание и найти инвестора. Но в итоге настолько полюбил эти места, что "впрягся" сам - и кошельком, и молотком. Андрей горел идеей восстановления дома, и процесс этот затянулся на десятилетия. Он - человек скромный, и даже в фейсбук*-аккаунте у него указано, что о простой строитель в лесном тереме Асташово.

Андрей Павличенков.
Андрей Павличенков.

Усадьба в Асташово - это место, где пространство музея плавно перетекает в пространство гостиницы. Есть одна давняя дискуссия в музееведении - можно ли садиться, использовать в быту стулья столетней давности? Здесь отвечают, что можно, и те вещи, ктоторые в краеведческих музеях охраняются строго бабушками-смотрительницами, здесь используются людьми.

-16

Конечно, у музеев есть своя функция, но нам также кажется честной такая политика, когда постоялец может воспользоваться теми же вещами, что и его предки несколько поколений назад. Как будто не было этих ста лет, и ты просто находишься в гостях у того самого легендарного Сазонова, строителя терема.

-17
Лес, в глубине которого находится терем. Вид с квадрокоптера.
Лес, в глубине которого находится терем. Вид с квадрокоптера.

Если Вам понравилась статья, поддержите наш канал подпиской и лайком 🤍