Найти в Дзене

Как составить конспект прочитанного

Одной из важнейшей составляющей учебы являются книги. Прочитанный материал становится знанием или докладом для выступления. Для качественного освоения прочитанного материала в целях обучения или самообразования необходимо знать структуру прочитанного текста, то есть составить план, тезисы и конспект прочитанного. Под конспектом прочитанного мы понимаем краткое изложение прочитанного на бумаге. Как же составляется конспект прочитанного? Да, очень просто, в состав конспекта должны входить три основных элемента: план, тезис и фактический материал. Давайте рассмотрим пример оформления конспекта: Это совсем не значит, что мы не может отдельно составлять план и выписывать отдельно тезисы. Иногда есть необходимость только в составлении вопросов, которые затрагиваются в прочитанной нами книге. Только в данном случае составляется план. А иногда есть необходимость выделить мысли из прочитанной книги и для краткого оформления записи лучше использовать тезисы. Под планом прочитанного мы понимаем п

Одной из важнейшей составляющей учебы являются книги. Прочитанный материал становится знанием или докладом для выступления. Для качественного освоения прочитанного материала в целях обучения или самообразования необходимо знать структуру прочитанного текста, то есть составить план, тезисы и конспект прочитанного.

Под конспектом прочитанного мы понимаем краткое изложение прочитанного на бумаге. Как же составляется конспект прочитанного? Да, очень просто, в состав конспекта должны входить три основных элемента: план, тезис и фактический материал.

Давайте рассмотрим пример оформления конспекта:

Это совсем не значит, что мы не может отдельно составлять план и выписывать отдельно тезисы. Иногда есть необходимость только в составлении вопросов, которые затрагиваются в прочитанной нами книге. Только в данном случае составляется план. А иногда есть необходимость выделить мысли из прочитанной книги и для краткого оформления записи лучше использовать тезисы.

Под планом прочитанного мы понимаем перечень вопросов, которые затрагиваются в книге, статье или отрывке.

Под тезисом мы понимаем кратко сформулированную основную мысль прочитанного. Тезис не совсем просто обозначает мысль, а вскрывает ее содержание.

Давайте разберем пример. Для этого вместе составим тезис и пункт плана к следующему отрывку из 4 - ой лекции «Очерков по истории революционного движения в России в XIX и XX вв» Покровского.

Отрывок.

И вот, в то самое время, когда в деревне был мертвый штиль, в городе, наоборот, происходило движение. Об этом движении я вскользь уже упоминал, об этом движении много говорится даже в моем «сжатом очерке», но все-таки не могу не напомнить основных моментов этого движения. Я, рискуя пасть в ваших глазах, все-таки процитирую один документ в «сжатом очерке» приведенный, ибо вы, конечно, не знаете этого «сжатого очерка» наизусть, в документ чрезвычайно любопытный. Это — циркуляр министра внутренних дел, изданный в 1870 году по случаю забастовки в Питере на Невской бумагопрядильне. Здесь говорится: «Стачка рабочих на Невской бумагопрядильной фабрике, как явление совершенно новое, до сего времени совершенно не появляющееся в среде нашего рабочего населения, обратило на себя высочайшее внимание, и государю императору благоугодно было повелеть поручить гг. губернаторам, чтобы они имели самое строгое и неослабное наблюдение за фабрично-заводским населением». Вот этот факт, что стачка на Невской бумагопрядильне, которой не заметила тогдашняя наша народническая революционная литература, была замечена Александром П, который вовсе не был гениальным человеком, но, как вы видели из цитаты по поводу освобождения крестьян, был человеком элементарно-неглупым и разбиравшимся более или менее в основных явлениях, — этот факт чрезвычайно знаменателен.

Тезисы к этому отрывку: Все развивающееся стачечное движение семидесятых годов было своевременно замечено русским правительством и по своей близорукости своевременно не замечено тогдашней народнической революционной литературой.

Пункт плана к этому отрывку: Кто раньше заметил стачечное движение 70 - х годов (правительство или народники)?

Это прекрасный инструмент для самообразования. Но и тут возникают вопрос. К примеру, как правильно читать сразу несколько книг? По долгу учебы (в университете или школе), мы как правило, изучаем широкий спектр предметов и важно, что бы прочитанный материал не превращался в кашу. Особенно это актуально, когда для подготовки к одному занятию или экзамену, мы используем сразу несколько источников (книг). Для данных целей, Ребельский предлагает правила, позволяющие работать параллельно с несколькими книгами.

Первое правило. Стоит ознакомится с содержанием всех подобранных книг и выделить на каких страницах находится необходимый материал.

Второе правило. Из выделенных страниц необходимо сделать отметки (подчеркнуть, написать на полях или отметить условными знаками) важных тезисов (основной информации текста). Если книга не ваша, то можно завести тетрадь с указателем, где будет нужная информация из заинтересовавших вас книг.

-2

Третье правило. Выберете одну книгу в качестве основной, а другие используйте как вспомогательные, дополняющие картину.

Четвертое правило. Соберите материал воедино. Далее, уберите маловажную информацию, повторения и логические противоречия.

Пятое правило. Перепишите оставшийся материал, выделяя главные мысли.

По мере составления конспекта может возникнуть вопрос: «какую из противоречивых книг считать основной?».

Ответ простой: исходите из 2 факторов. Какой источник является более авторитетным, и какая точка зрения больше откликается.

Данный материал позволит вам качественно усваивать прочитанный материал для подготовки к занятиям, экзаменам и выступлениям.