Найти тему
Медиапалуба

Связь и навигация на флоте - есть ли жизнь после санкций?

Сфера по реализации оборудования судовой связи и навигации с уходом иностранных компаний оказалась в одном из самых хрупких положений, в том числе из-за большого объема используемых элементов автоматики и электроники. Кроме того, в этой области важная роль отведена обслуживанию приборов и систем, а значит, постоянно требуются различные комплектующие.

На каких сегментах судового оборудования санкции отразились в большей степени? Кто из отечественных производителей способен заместить ушедших поставщиков? Пользу или вред принесет «параллельный импорт»?

Публикуем важные выдержки из беседы с коммерческим директором компании «Связь и Радионавигация» Ренатом Асаевым с «Медиапалубой». Полную версию интервью смотрите на нашем сайте.

П: Ренат, какие бренды оборудования связи и навигации ушли с российского рынка, а какие остались?

Касательно ухода тех или иных производителей говорить однозначно сложно, так как многие поставщики и изготовители оборудования до сих пор находятся в динамическом статусе – работают с нами через партнеров и посредников.

В целом, мы как и прежде работаем с многими компаниями из Европы, Северной Америки. Поставки идут в штатном режиме.

Фото: "Связь и Радионавигация"
Фото: "Связь и Радионавигация"

Каждый день и месяц ситуация меняется, многие из тех, кто в начале кризиса отказывался сотрудничать, сегодня могут возобновлять отгрузки. Либо напротив, с вводом новых пакетов санкций кольцо ограничений затягивается, и некоторые производители вводят ограничения на поставки только сейчас. Во многом ограничения отличаются своей жесткостью и контролем в зависимости от конкретной группы товаров.

На сегодня самый актуальный вопрос – поставки оборудования спутниковой связи (терминалы Inmarsat, Iridium, VSAT), которые мы можем закрывать своими силами.

П: Так называемый «параллельный импорт» коснется поставок из этой отрасли?

Он уже работает, в довольно широком спектре товаров.

Конечно, в этой связи становится очень насущным вопрос гарантии и сервисного обслуживания технически сложного оборудования как в РФ, так и за ее пределами, поскольку большинство производителей ввели санкции не только на поставки, но и на необходимые технические консультации, сервисную помощь и поставки запчастей.

Естественно, данная ситуация напрямую влияет на конечную стоимость товаров, так как дистрибьюторы закладывают возможные риски отказа оборудования в его конечную стоимость.

Тем не менее в организации параллельного импорта сами поставщики порой заинтересованы не меньше, чем российские покупатели.

Фото: "Связь и Радионавигация"
Фото: "Связь и Радионавигация"

П: Где вы будете брать комплектующие для ремонта?

Мы разрабатываем свои платы, блоки, читаем существующие схемы, а иногда дорабатываем их. Отличный тому пример — возможность клонирования антенн Inmarsat. Производитель заблокировал возможность официально клонировать антенны и мы просто сделали свои! По сути мы исходим от спроса заказчиков, если возникает вопрос, который никак нельзя решить в текущий момент времени через производителя, то мы реализуем альтернативный подход.

Фото: "Связь и Радионавигация"
Фото: "Связь и Радионавигация"

В России есть производители, на которых стоит обратить внимание?

Безусловно, есть отечественные производители, заслуживающие внимания.

Могу привести лишь часть: «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» (ПНППК), Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», ЦНИИ «Курс», ТД «Сантэл – Гранит», компания «НавМарин», НПК «Морсвязьавтоматика», НПФ «МРС Электроникс».

В самое ближайшее время мы выведем на рынок целый ряд продукции, которая будет представлена нами в России как альтернативная замена брендам, ушедшим из РФ.

Читать больше: Связь, радио и навигация на флоте: работа в новой реальности