В ночь с 18 на 19 сентября 1944 года
По официальной версии, в переправе участвовали три понтона НЛП, шесть лодок ДСЛ и 15 лодок СДЛ, которые совершили 12 рейсов под артиллерийским огнём противника. На западный берег Вислы были доставлены 20 тонн боеприпасов и три 45-мм противотанковых орудия. Потери сапёрных частей составили 10 человек (в том числе, 7 убитыми и утонувшими), один понтон НЛП и четыре лодки ДСЛ. Где шла высадка, из этого фрагмента непонятно.
Смотрим другую статью. «19 сентября 2-й батальон из состава 8-го полка сумел без больших потерь переправиться через Вислу, но немцы засекли новую переправу и сосредоточили на ней ураганный артиллерийский огонь, который принес полякам большие потери. Переправу пришлось прервать, а отрезанные на левом берегу отряды были разбиты и уничтожены».
Где высаживались? О чем идет речь? В отличие от наших статей в немецких документах все предельно понятно.
Смотрим немецкие документы:
Противник пишет о том, что «… ночь прошла тихо. В районе Нового Моста взято в плен 3 офицера и 23 рядовых».
В 5.30 южнее Нового Моста (т.е. на новом месте, с другой его стороны), вдоль взорванного верхнего железнодорожного моста, началась высадка с нескольких барж. Речь идет именно о баржах, а не о лодках СДЛ (саперная деревянная лодка) или ДСЛ (деревянная складная лодка). Десантникам удалось занять лишь узкую полоску берега. Одно из плавсредств было потоплено у берега. Она баржа прибилась к берегу. Немцами пленены 7 человек, на барже найдены 17 убитых, 3 скорострельных винтовки
По версии наших авторов, 19.09.44 была произведена еще одна высадка на «Черняковский плацдарм» (не совсем понимаю, откуда взялся этот термин), но, очевидно, речь идет о котле южнее Нового моста, который стал совсем крохотным.
Противник дает совсем другие данные. Он указывает, что высадка была произведена восточнее, на косу, прикрывающую Черняковский причал напротив Саской Кепы (там, где противник накануне вел бой с 11 польскими солдатами).
19 сентября.
Далее следует еще один эпизод. Около 14 часов противник отмечает массированный налет советской штурмовой авиации. После этого, в районе 16 часов началась еще одна высадка.
В 15.40 под прикрытием задымления, при мощной артиллерийской и авиационной поддержке, началась переправа между верхним железнодорожным мостом, и Городским мостом (мост Кербедза). Десант захватил плацдарм 1000х500 метров. Противник ввел против десанта полк Река, подчинив ему резервные роты группы Рейнфарта и штурмовые орудия. Численность атакующих противник оценивает «около 2 полков». (Ради интереса, здесь тоже обозначен один из фортов Варшавской крепости).
При высадке потоплены 26 лодок и понтонов.
Наступление десантников вынудило «группу Река» к отступлению, в бой были введены последние немецкие резервы (имеются в виду резервы этой группы). Из группы Рейнфарта была переброшена 2. Рота 46-го штурмового пионерного батальона. Потери этой группы 11 человек убито, ранены 4 офицера и 99 рядовых и унтеров. Однако, противник сумел реорганизовать свои силы, и «сбросил» плацдарм в реку.
По нашим данным: «Под огнём противника на западный берег были переправлены два пехотных батальона, одна миномётная рота, одна рота автоматчиков, полурота ПТР и 15 45-мм противотанковых орудий. Потери сапёрных частей составили 29 человек, 12 понтонов НЛП, 24 лодки ЛГ-12 и 16 лодок СДЛ. Десантная операция была прекращена, поскольку были утрачены все 48 автомобилей-амфибий, и практически все имевшиеся в распоряжении понтоны».
Но, опять же, где эта высадка? Или это сводные данные?
К сожалению, начиная с 19 числа уже нет единых донесений от одного формирования (группы фон дем Баха), донесения идут от 46-го танкового корпуса, группы фон дем Баха и подразделений СС.
Попробуем подвести итоги дня.
Район южнее Нового моста. Группа фон дем Баха захватила еще один квартал. В руках восставших и десантников остался маленький квартал между ул. Вилановской и Водной и небольшой участок набережной. Захвачено 25 пленных в том числе и женщина-военный (Flintenweib).
Район севернее Нового моста. 25-я танковая дивизия (которой была передана «группа Рора») нанесла тяжелое поражение десанту, который высаживался в этом районе. Группа Река была усилена батальоном дивизии «Герман Геринг», и эти две группы раздавили десант. Противник указывает:
«Потоплено 31 высадочное средство, захвачены:
-3шт. 5-см минометов
-15 станковых пулеметов
-42 ПТР
-27 ручных пулеметов
-43 автомата
-9 снайперских винтовок
-освобождены 300 немецких пленных
Насчитаны 283 убитых. Потоплены 5 больших барж и 7 штурмовых лодок. Утонуло около 800 человек. Фактически, это разгром десанта.
В районе косы у Черняковского причала сумела зацепиться за берег группа, которая высаживалась напротив Саской Кепы, организовав оборону перешейка.
20 сентября. Тепло, ясно.
В «официальной» версии событий ситуация выглядит так: «Ночью с 19 на 20 сентября Мазуркевич решил вывести подчиненные ему остатки группировки «Радослав» по канализационным каналам на Мокотув, оставив на Чернякове отряд Народной Армии под командованием поручика Станислава Пашковского, остатки батальонов «Зоська» и «Чата», раненых и большое количество гражданских жителей. Среди последних отход основных повстанческих сил возбудил панику, которую с трудом удалось взять под контроль. Еще была надежда на подход отрядов 8-го полка и переброску 7-го полка, но и эти надежды не сбылись. Удалось только перебросить на левый берег какое-то количество боеприпасов и запасы еды на 4 дня. В конце концов, командование 3-й дивизии решило прекратить попытки форсировать Вислу, а все силы и средства бросить на эвакуацию плацдарма, в том числе гражданских жителей».
И, вроде бы как последним днем борьбы на плацдарме указано 22-23 сентября. Цитирую: «День 22 сентября стал последним днем организованной обороны на черняковском плацдарме. Утром защитники еще отразили очередную атаку немцев, после чего те забросали польские позиции листовками с призывом к сдаче и прислали парламентеров с ультиматумом. Ультиматум был отброшен, но поляки использовали передышку для эвакуации как можно большего количества раненых и гражданских. Кроме того, отдельные группы по собственной инициативе пытались переплыть на правый берег или просочиться в другие кварталы Варшавы, но это удалось только считанным единицам».
И, если сравнивать с немецкими документами, опять все получается «не так».
20 сентября противник собрал силы, и перешел в контрнаступление, почти полностью ликвидировав плацдарм южнее Нового моста. В районе моста без существенного сопротивления захвачены 218 пленных. Трофеи: 2 противотанковых орудия 6 минометов, 65 автоматов, 3 пулемета, 5 ручных пулеметов, 12 ПТР, 61 винтовка.
Это был уже полный разгром десанта. Но в этом районе оставались еще мелкие очаги сопротивления.
21 сентября 1944 г.Тепло облачно.
По данным донесения противника выгорело последнее здание занимаемое повстанцами южнее Нового моста. По данным допросов, обороной здания руководил русский майор, артиллерийский офицер, который вел корректировку огня.
Немцами «затрофеены»: 1 пулемет MG-42, три ручных пулемета 6 автоматов, 3 скорострельных винтовки, 3 винтовки, рация (разбитая), взято в плен 130 человек, в том числе и вооруженные женщины. Среди пленных два советских офицера –корректировщика. Но, оказалось, что информация преждевременная, сопротивление возобновилось в здании рядом.
Противник переключился снова на штурм района Жолибож. Окончательно зачищен район песчаных банок и отмелей, как указывалось ранее в живых осталось всего 7 человек (вот о каком подвиге писать нужно!). Райно удалось зачистить благодаря тому, что были подавлены советские батареи на противоположном берегу Вислы. В боях севернее Жолибожа взято в плен 218 человек.
22 сентября 1944 г.
Возобновилось сопротивление в районе южнее Нового моста, в районе дома №5 по Виланковской улице. В результате тяжелого боя противнику удалось захватить около 200 пленных.
По уточненным данным, в результате зачистки района были пленены 82 польских «советских легионеров» (так противник именует бойцов Войска Польского), 57 «бандитов», 30 вооруженных женщин. Захвачены 3 противотанковых пушки 45-мм, 2 станковых пулемета, 1 крупнокалиберный пулемет, 12 ручных пулеметов, 15 автоматов, 1 ПТР, 16 автоматических винтовок, 37 винтовок, 3 шт. 5-см миномета, две рации, три разбитых радиостанции.
В этот же день ликвидировали и группу на косе Черняковского причала. На косе, в результате боя взято в плен еще 270 человек. По уточненным данным: 250 пленных, 300 убитых, захвачены 5 легких минометов, 4 станковых пулемета, 10 ручных, 8 ПТР, 18 скорострельных винтовок, 19 карабинов, и 6 автоматов. Потери немцев в этой операции 28 убитых 217 раненых. Как пишет противник, обороняющиеся оказывали сопротивление до последней возможности.
По нашим данным, якобы в этот день, были вывезены остатки войск десанта вместе с частью восставших, противник пишет, что, наоборот, часть десанта ушла в городские кварталы.
Из котла в центре города попытались прорваться две группы восставших. Противник пишет, что попытка прорыва была отражена, но тяжелыми потерями.
Отражена попытка прорыва из Жолибожа на восток. В соответствии с полученным приказом, 25-я танковая дивизия была переброшена для проведения операции «Метеорит» (или «Падающая звезда», как кому нравится) по уничтожению партизан в Кампиносском лесу. Ее участок заняла 19-я танковая дивизия. Сменился и командующий ХХХХVI корпусом, вместо генерала фон Люттвица, был назначен генерал фон Форман.
23 сентября 1944 г. (облачно, утром легкий дождь) Отмечена последняя попытка высадить десант (?!!!) с 7 лодок, 4 из которых были потоплены. По сообщению СД, большая часть АК из борьбы выбыла и пытается покинуть Варшаву. Еще 13 числа боевые группы 419 и 439, численностью 100 человек при 5 офицерах ушли в район Михайловце (6 км восточнее Прушкова). Кроме того, раненые и некоторые боевые группы ушли в район Подкова Лесна, Коморов, Гродзиск. Те, кто остался в городе, массово переходят в Армию Людову.
По данным СД высшее командование Армии Крайовой покинуло город. Немцы, очень чутко слушавшие эфир, в своих донесениях сообщают, что « …командующим войсками восставших назначен генерал «Нурт»». «Нурт» – это еще один псевдоним, под которым скрывался «Монтер» (он же Антоний Хрусцель) Начальником штаба противник, предположительно, указывает полковника Эдварда Пфайфера (Франтишек Эдвард Пфайфер, бывший бригадный генерал). Данные могут быть ошибочными. Единого командования, в принципе уже не существовало. Каждый котел сражался под командованием своего командира, и, указания из «центра» имели минимальную ценность (ну, разве, что по сбросам снабжения информацию получать).
По генералу «Буру» (Т. Коморовскому) Сд дает очень любопытную информацию, указывая что он ведет себя очень пассивно, тщательно скрывается. Место его штаба неизвестно. Вопреки тому, что принято писать, СД отмечает его появление в Варшаве (вместе с его начальником штаба «Гжегожем», он же полковник Полозинский) только 20 августа 1944 года. Насколько достоверна такая ситуация- сложно сказать.
Зачистку района южнее Нового моста планировали провести 608-м охранным полком с привлечением 1-го батальона Восточно-мусульманского полка, но противник указывает, что из-за непрекращающихся сплошных пожаров, зачистка бывшего котла южнее Нового моста невозможна. Перестарались немецкие огнеметчики. Потери группы фон дем Баха 11 убитых, 63 раненых.
В ходе операции общие потери Войска Польского составили 3764 солдат и офицеров, в том числе 1987 человек убитыми и пропавшими без вести на западном берегу Вислы (1921 военнослужащих 3-й пехотной дивизии Войска Польского и 366 военнослужащих 2-й дивизии Войска Польского), потери ранеными составили 289 военнослужащих.
Есть чуть-чуть другие данные (не сильно отличающиеся): «В боях за плацдармы на западном берегу Вислы с 16 по 23 сентября 1944 года 1-я армия Народного войска польского понесла тяжелые потери – 2267 убитых, раненых и пропавших без вести на левом берегу и 1488 – на правом, в общей сложности – 3755». В результате поражения генерал Берлинг 30 сентября был снят с командования 1-й армией и направлен на учебу в Академию им. Ворошилова в Москве. Его сменил дивизионный генерал В.Корчиц.
Командир дивизии бригадный генерал Станислав Галицкий (бывший генерал-майор РККА) из-за потери такого количества бойцов сложил с себя командование 3-й дивизией и попал в госпиталь с нервным срывом, Его сменил бригадный генерал С.Зайковский. До конца своей военной карьеры оба служили на второстепенных должностях и не продвигались по службе.
В ряде источников дается точная и однозначная цифра потерь повстанцев и немецких войск. Эти данные вызывают у меня очень большие сомнения. Все дело в том, что по потерям восставших, вообще ситуация мутная. Их никто не считал, в принципе. Можно говорить о некой приближенной, ориентировочной цифре.
Что касается немецких войск, то их потери тоже «размазаны». До 12 сентября есть четкая цифра. Потом, район Варшавы был разделен на сектора, каждый из которых занимало то или иное соединение, которое давало свои потери в сумме с потерями на других участках. Можно лишь оценочно говорить о какой-то приближенной цифре. Да, есть потери группы фон дем Баха, но это не все. Есть потери ХХХХVI корпуса, непонятно как учтены потери частей группы Баха, переданные в подчинение корпусу. Терпеливый (но, пока, ориентировочный) подсчет дает цифру в 5935 человек (убитые, раненые, пропавшие без вести). Из них убитыми: 978 рядовых и унтеров и 32 офицера. Но, несмотря на кажущуюся точность подсчетов, думаю, это очень приблизительная цифра.
Но, восстание продолжалось.