Сегодня я посвящаю статью взаимоотношениям старообрядцев с церковью и односельчанами. Про проживание старообрядцев я уже писала здесь. Ссылку на начало опубликую в конце статьи. Это как многосерийный фильм.
Итак, отношения старообрядцев с церковью до 1905 года носили противоречивый характер. Как уже писалось выше, старообрядчество носило скрытый характер. Но несмотря на укрывание истинной религиозной принадлежности, они негативно относились к церкви и старались как можно реже туда ходить. Однако церковные старосты, которыми нередко были старообрядцы, были вынуждены посещать церковь, но они никогда не исповедовались и не причащались. Но при этом он поддерживал своих единоверцев-старообрядцев деньгами и влиянием. Обычные крестьяне - старообрядцы поддерживали со священниками хорошие отношения до того момента, пока их дети не получат образование.
А теперь перейдём к конкретным примерам, взятых из источника Духовные исповедные росписи по церквям Ярославской епархии. Следуя им, на исповедь в селе Середа по раскол не ходит вдова Параскева Ивановна, однако её сын Пахом Кузьмич и четверо его детей, ходят на исповедь исправно. Точно такая же ситуация наблюдается и у семьи Павловых из той же деревни.
Окружные благочинные, которые следили за состоянием старообрядчества на данных территориях указывают причины устойчивости раскола в данных местностях:
1. Лишение наследства в случае перехода в другое вероисповедание.
2. Переход в старообрядчество крестьян новообрядцев из-за плохого исполнения обрядов и ритуалов местными приходскими священниками.
3. Финансирование односельчан-единоверцев
4. Брачно-семейные отношения и как следствие, смена религии
5. Широкая сеть контактов местных старообрядцев с единоверцами Петербурга и Москвы.
6. Наличие молелен в соседних поселениях: Зименки, Пермилово, деревня Сидорово Бухаловской волости.
В старообрядчество переходили нередко материально нуждающиеся люди. По свидетельства современников туда приходили старики, старухи, бобылки. Эта категория людей обращалась за помощью к зажиточным крестьянам старообрядцам. Однако, чтобы получить помощь от них, необходимо было перейти в их веру и передать всё старообрядцам, чтобы заботиться о душе.
Отсюда вытекают неприязненные отношения к православным и церкви. По мнению современника, священника Константина Горицкого, это плохо сказывается на содержании церкви. Горицкий объясняет бедность прихода бедностью прихожан и нехватку пахотной земли, с которой церковь получает 100 рублей, а остальные земли заняты лесом и незаконно используются крестьянами. Уклонение крестьян от каких-либо объяснений наблюдается у старообрядцев среднего и пожилого возраста, если у них выращены и пристроены дети. Однако в церковные праздники старообрядцы не посещали храм и не пускали священника в дом:
Если же священник придёт к ним в дом с крестом, они убегают из своих домов
Или давали священнику взятку (есть об этом упоминание):
"В время хождения приходского священника "со святом" старообрядцы его в дом не принимают и дабы он не приблизился к их домам, то задалеко высылают ему обыкновенную плату и, отдающий оную, старается отвернуться от лица священника"
Если же односельчанин новообрядцев приглашает священника к себе в дом, то старообрядцы, живущие по соседству, запирают свои дома и задергивают шторы.
Анализируя отношения старообрядцев с соседями и церковью, можно заметить их противоречивый характер. Если с соседями они поддерживали дружеские отношения, то с церковью была вынужденная дружба ибо старообрядцы растили детей и без посещения оной, они рисовали не получить образования, а то и вовсе попасть под следствие гражданских властей.
В следующей статье я расскажу об отношениях старообрядцев с властями и будет небольшая детективная история.
Подписывайтесь на канал и следите за новостями.
#история #историяроссии
#краевед #религия #старообрядцы #крестьянев19веке