Ну, уж очень не сходится официальная версия с документами
Ночь с 16 на 17 сентября.
Официальная версия:
«Ночью с 16 на 17 сентября туда переправилась группа капитана Станислава Олехновича в составе разведгрупп 7-го и 9-го полков, затем 3-й батальон 9-го полка и другие подразделения – 450 человек, пять 45-мм пушек, 14 минометов, 16 птр и 20 пулеметов». По логике, суммарно, высадилось почти тысяча бойцов.
По другой версии, «в ночь с 16 на 17 сентября 1944 года за семь часов на западный берег были переправлены свыше 1300 бойцов из 7-го и 19-го пехотных полков Войска Польского, три артиллерийских орудия, 35 пулемётов. Под артиллерийским огнём 23 понтона НЛП и два 10-тонных парома совершили 71 рейс, потери сапёрных частей составили 36 человек и 17 понтонов НЛП. Тогда же переплыли Вислу и прибыли в штаб 2-й дивизии Войска Польского два связных капитан К. Венцковский (Армия Людова) и Е. Моцарская-Струга (АК)… Из-за сильного артиллерийского и пулеметного обстрела района переправы, 3-й дивизии не удалось полностью выполнить план переброски подразделений на левый берег Вислы. Из-за нехватки тяжелых понтонов не удалось переправить на левый берег орудия полковой и дивизионной артиллерии, но зато там высадились группы артиллерийских корректировщиков из 3-го полка легкой артиллерии и 5-й бригады тяжелой артиллерии».
Смотрим немецкие документы:
«После усиления артиллерийского огня и непрекращающихся налетов в районе мыса и парка произведена попытка высадки русских в направлении центра сопротивления бандитов южнее Нового Моста. В связи с тем, что время и место высадки были известны, был открыт огонь из тяжелого вооружения». (выделено мной, А.Н.) И, далее:
«В районе Восточного парка наблюдалась высадка транспортных машин». Таким образом, противник указывает две точки высадки, но в один день. Одна из них указывается как «неудачная попытка высадки».
17.09.44
Так была высадка, или нет? В «официальной» версии указывается: «Новые отряды прямо сходу шли в бой. За 17 сентября немцы атаковали польский плацдарм восемь раз. Силами от роты до батальона при поддержке 10 танков. Хотя все атаки были отбиты, поляки понесли тяжелые потери, а кроме того, их позиции постоянно находились под минометным обстрелом. Положение становилось особенно тяжелым ввиду того, что противник постоянно усиливал и сменял воюющие подразделения». Казалось бы, высажено достаточно много бойцов, но, противник указывает, что «в ходе ликвидации оставшегося котла южнее Нового моста, захвачена фабрика южнее Вилановской улицы», т.е. захвачена фабрика краски Адама Ицковского. Котел сильно уменьшился.
В Жолибоже атака шла вдоль русла реки, однако, продвижения почти не было. Противник выделяет следующие причины своих неудач:
-фланкирование наступления с высотных зданий
-интенсивный обстрел берега Вислы из 122-мм и противотанковых орудий
-невозможность управления пехотными частями, ведущими бой.
Ночь с 17 на 18 сентября.
Официальные данные: «в ночь с 17 на 18 сентября 1944 года в течение трёх часов продолжалась переправа на западный берег подразделений 3-й пехотной дивизии Войска Польского. На восточный берег было эвакуировано более 100 раненых. Всего под артиллерийским огнём противника было совершено 8 рейсов. В переправе участвовали польские сапёрные части (17 понтонов НЛП, 30 лодок ДСЛ и три 10-тонных парома), а также советский батальон автомобилей-амфибий (15 автомашин-амфибий). Потери польских сапёрных частей составили 34 человека (в том числе, 10 убитыми и утонувшими), 14 понтонов НЛП и 30 лодок ДСЛ». ДСЛ, это деревянная десантная складная лодка.
Данные из другого источника:
«В тот же день в бой пошли и другие подразделения 1-й армии: 2-й полк из состава 1-й дивизии под прикрытием 6-го полка легкой артиллерии начал отвлекающую переправу в направлении на Секерки. Переправа отвлекла на себя сильный артиллерийский огонь, что позволило разведать позиции немецких батарей. В другом месте подразделение 1-й кавбр переправилось по обломкам несуществующего ныне моста Кербедза, (ныне на этом месте стоит Силезско-Домбровский мост) в район Дворцовой площади и захватило в плен группу немецких артиллерийских наблюдателей.
Переправа частей 9-го полка возобновилась ночью с 17 на 18 сентября. Из-за сильного артиллерийского огня к утру удалось переправить лишь 70 человек из 3-го батальона с двумя пушками и тремя минометами. С ними переправился начальник штаба 9-го полка майор Станислав Латышонек, который принял командование над всеми польскими силами на черняковском плацдарме».
Изложение немного хаотичное, но, сейчас разложим по полочкам. Высадки в Секирке противник не видит (от слова совсем). Мост Кебердза, он же Александровский мост, в немецких названиях, это «Городской мост». В этот день в этом районе немцы тоже высадки не видят (она была, но позже). Идет какая-то «каша» из фактов, перепутанных по времени. Что такое «Черняковский плацдарм», тоже непонятно. Если это небольшой плацдарм, захваченный на мысу при входе к причалу Черняков, то там противник в бою уничтожил 11 (одиннадцать) польских «легионеров». С другой стороны, по той высадке, которая была в реальности, информации почти нет.
Смотрим немецкие документы:
Противник фиксирует две точки высадки:
Первая: «Высадка отдельных частей противника, в районе продолжающего удерживаться котла южнее Нового Моста». Все, есть, событие четко фиксируется. Попытка высадки отмечается с 23.00 до 2.30 утра в районе Нового моста.
Вторая: «Ситуация в Варшаве продолжает обостряться. Ночью противник слабыми силами (около 120 человек) переправился через Вейхсель (Вислу) и закрепился на западном берегу севернее Жолибожа. Контратака из –за сильного огня с восточного берега оказалась неудачной». О сем речь? Ведь район не тот. Это западнее ранее производившихся высадок. Группа высажена в районе Жолибож.
Речь идет высадке разведроты в район песчаных отмелей и дюн в районе старого русла, севернее Жолибожа.
По этой высадке указывается: «Напротив Жолибожа через Вислу переправилась группа 73 солдат из 6-го полка 2-й дивизии с двумя пулеметами и тремя ПТР. Они продержались там до утра». Возникает вопрос: А, дальше, что было? На самом деле, эта группа продержалась дольше, чем «до утра».
18 сентября.
Противник отмечает усиление восставших в Мокотуве, и Жолибоже. Указано, что «… благодаря удару советской армии, поддержке советской артиллерии и сбросам снабжения советскими и английскими самолетами, воля к сопротивлению в Жолибожу возросла».
Шло уничтожение высадившихся на песчаные отмели в районе Жолибожа польских «легионеров». По немецким данным, часть из них смогла вброд перейти в Жолибож. Противник отмечает, что сопротивление в этом районе продолжается. По немецким данным: на песчаных банках взяты в плен 7 человек, и насчитано 90 убитых. Но произошло это 21 сентября 1944 года (!). Все это время десантники держались.
Около 11 часов в Жолибож из Кампиносского леса попытались прорваться партизанские отряды Армии Людовой, но, несмотря на ураганный огонь советской артиллерии с правого берега, прорваться удалось немногим. Интересная деталь, сообщаемая службой СД: «прорывавшаяся группа состояла из бандитов, дезертировавших с оружием из 830-го и 829-го Волготатарских батальонов».
Спустя час с небольшим, немецкая 23-я дивизия ПВО в 13.35-13.55 отмечает пролет над Варшавой большого количества «Летающих крепостей» (около 100 самолетов) по 8-10 самолетов в каждой группе, которых прикрывали «Мустанги». Самолеты производили сброс снабжения на черных, белых, красных и зеленых парашютах и сброс мешков. Каждый самолет сбросил по 10-12 мешков (суммарно, около 1000 мешков), но лишь 200-250 из них попали в руки восставших (так пишет противник). В мешках обмундирование, пулеметы, автоматы, боезапас. В журнале боевых действий немцы указывают большие цифры. Противник пишет, что 90% сброшенного попало в руки немецких войск.
Рота, высадившаяся на песчаные банки севернее Жолибожа, продержалась не «до утра», вечером 18 сентября противник собирается еще раз штурмовать десантников.
В квартале южнее Нового моста шел ожесточенный бой. Немецкие войска сумели захватить квартал между улицей Окраг и Вилановской сузив и без того небольшой котел, куда высаживались польские и советские части.
Советская артиллерия с правого берега накрыла район Национального музея, Сейма и Банка национального хозяйства, причем в Сейме удалось подорвать устроенный там немцами склад боеприпасов.
К частям, штурмующим районы, удерживаемые восставшими, присоединились: фузелерный батальон дивизии СС «Герман Геринг» и части 25-й танковой дивизии. Всех коллаборационистов, а именно, 1-й Восточно-мусульманский полк СС, 2-й батальон Бергмана, пехотный батальон I./111, 3-й казачий полк, а, так же штрафной батальон СС 501. Причина- сложившаяся на фронте обстановка, сниженные боевые качества, и опасность перехода на сторону противника (ну, понятно, одно дело восставших поляков душить, другое дело против своих же воевать…). Скоро приказы отдаются, но не скоро дело делается. Сразу всех вывести не удалось.