Калининградская область исчерпала установленные Евросоюзом лимиты на транзит товаров через Литву по железной дороге, заявил губернатор региона Антон Алиханов.
"На сегодняшний день мы уже исчерпали установленные лимиты европейцами на перевозки ж/д-транспортом части номенклатур грузов, например, отдельные виды железа, стали, нефти и нефтепродуктов, удобрений, антифриз, лесоматериалов", – сказал Алиханов.
Литва запретила с 18 июня провозить по своей территории в Калининградскую область товары, попавшие под санкции Евросоюза – около половины от общего объема перевозок.
Впоследствии Еврокомиссия разъяснила, что транзит автотранспортом запрещен, а перевозки по железной дороге возможны при соответствующем контроле.
В эфире радио Sputnik президент Ассоциации прибалтийских исследований, главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич пояснил, что введение неких лимитов на транзит выходит за рамки соглашений между РФ и Евросоюзом.
"Сама по себе практика введения лимитов не соответствует договоренностям, которые существовали у Российской Федерации с Европейским союзом и Литвой как членом ЕС. Это попытка ввести санкционные режимы внутрь тех соглашений, которые с никакими санкциями увязаны быть не могут, поскольку договоренности с Литвой были связаны с такими фундаментальными документами как признание литовских границ", – отметил Николай Межевич.
Формальным инициатором ограничений, как правило, выступает Вильнюс, напомнил он.
"Литва идет на открытый конфликт, а Брюссель играет в игру "злой следователь – добрый следователь". "Злой следователь" – это Вильнюс, а условно "добрый" – это Еврокомиссия, она иногда соглашается с нами, иногда – с Литвой, то есть берет на себя функцию арбитра. Но нас такая ситуация абсолютно не устраивает, поскольку никакой ритмичности в снабжении Калининградской области эта модель не гарантирует", – добавил эксперт.
В данном случае, как и во многих других, Вильнюс фактически выступает в роли проводника интересов не столько Евросоюза, сколько Лондона и Вашингтона, убежден Межевич.
"Литва принимает решения, консультируясь не только с Брюсселем, но и с Вашингтоном и Лондоном. А для Вашингтона и Лондона внутренние проблемы Евросоюза незначимы, им важно отыграть свою позицию по известной формуле: "Проблемы индейцев шерифа не волнуют"", – продолжил он.
В настоящий момент проблему доставки грузов в Калининград можно решить с помощью морских перевозок, а в дальнейшем у России появится аргумент, который сделает Брюссель сговорчивее, уверен Николай Межевич.
"Победа России в специальной военной операции станет тем аргументом, которая заставит Брюссель разговаривать совсем другим голосом", – заключил эксперт.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.