В минувшие выходные в старинном доме по адресу улица Московская, 41 Ростова, что в центре города, демонтировали старинную деревянную дверь. Этот ценный элемент исторической застройкихотят отдать в фонды будущего Музея истории донской столицы. Корреспондент «КП - Ростов-на-Дону» побывала на месте и увидела, как сейчас выглядит памятник гражданской архитектуры второй половины 19 века и почему его нужно спасать.
БЫЛ ПАМЯТНИК, СТАЛ - МУСОРНИК
Как говорится на сайте «Донского временника», жилой дом, по адресу Московская, 41, некогда принадлежал купцу Шалаеву. Кирпичное, оштукатуренное одноэтажное Г-образное здание с подвалом и многоскатной крышей было памятником гражданской архитектуры второй половины 19 века. И отражало стилистическое многообразие застройки улицы. В оформлении фасада дома был использован немногочисленный классицистический декор. В частности, арочные ворота. Правда, их уже давно выломали.
- Этот дом является ценным градоформирующим объектом в своем квартале, - уточняет координатор движения МойФасад Анна Соболева. - То есть, находясь на перекрестке, он своим объемом задает структуру квартала. Сейчас на основании именно этого факта мы пытаемся снять его со сноса. И это прецедент - дома ставят в реестр госохраны только на основании эстетическо-художественной ценности. Но у них есть и другие функции и ценности. Градоформирующие, например.
Сейчас весь двор и внутреннее помещение дома завалены мусором. Зажги спичку - тут же все загорится синим пламенем. Крыша здания в некоторых местах проломлена. А участок слева завален досками и бревнами от соседней снесенной пристройки. Находиться здесь страшно и опасно: кажется, кровля вот-вот обрушится.
СПАСТИ КОЗЫРЕК И ДВЕРЬ 1872 ГОДА
По словам руководителя общественного движения Романа Бочарникова, в планах общественников - спасение двух ценных элементов дома: кованного козырька и деревянной двери 1872 года. И, если с козырьком удалось «разобраться» еще в начале июня, то до двери «руки дошли» только в начале августа.
Таким образом активисты хотят опередить грабителей, которые, возможно, придут в полуразрушенный дом и вынесут все ценные артефакты или вовсе подожгут.
- Пока дверь будет храниться в нашем фонде, где сейчас собраны другие раритетные конструкции, - пояснила Анна Соболева. - Мы хотели бы все снятые с дома элементы восстановить собственноручно, чтобы эти экспонаты имели презентабельный вид и были впоследствии выставлены в музее.