Центр лечебной педагогики «Особое детство» совместно со специалистами московских учреждений социального обслуживания разработал методические рекомендации по альтернативным способам коммуникации с неговорящими детьми (ссылка в конце статьи).
Владение средствами альтернативной и дополнительной коммуникации дает человеку – пользователю, испытывающему трудности с освоением звучащей речи, чувство безопасности, возможность сообщить о себе, способность понять, чего хочет другой, понимание того, что происходит с ним самим, возможность предвосхищать события. Особый ребенок или взрослый, освоивший АДК, получает реальный шанс учиться и работать, быть более самостоятельным и независимым, а также обретает чувство собственного достоинства. Всё это позволяет поддерживать позитивный социальный образ людей с коммуникативными трудностями.
В рекомендациях:
- условия внедрения АДК
- основные направления работы, стратегии и средства
- обобщен накопленный в практике опыт, который будет полезен специалистам, работающим с детьми этой категории.
Электронное издание методических рекомендаций подготовлено при поддержке фонда «Вклад в будущее».
По данным московских учреждений соцзащиты, где живут дети с множественными нарушениями развития, от 76% до 94% воспитанников не используют речь как основное средство коммуникации или не пользуются речью вовсе.
При этом уровень подготовленности сотрудников учреждений значительно отличается. Логопеды, дефектологи, психологи используют средства альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). А другие специалисты могут иметь о них весьма нечеткое представление, вместо АДК интуитивно и несистемно используя разные изображения и жесты.
В случае воспитателей и помощников воспитателей, на которых ложится основная нагрузка по воспитанию детей, это создает особенно большие неудобства. Ведь при переходе из группы в группу или переводе в другое учреждение ребенок теряет привычное средство коммуникации и должен учить все заново.
Чтобы изменить ситуацию, полтора года назад была создана рабочая группа, куда вошли около 20 специалистов из восьми социальных учреждений Москвы и представители ЦЛП. Также в работе участвовали юристы, специалисты по развитию коммуникации и обучению АДК детей и взрослых с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Итогом работы группы стало создание единых методических рекомендаций по альтернативным способам коммуникации с неговорящими детьми. 30 мая 2022 года методическое пособие было представлено в Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.
Председатель правления Центра лечебной педагогики «Особое детство» Анна Битова убеждена, что выход методического издания – важный шаг на пути к принятию и последующему внедрению в России единых правил и стандартов в подготовке работников с навыками владениями альтернативными способам коммуникации с неговорящими детьми.
Рекомендации размещены тут: https://ccp.org.ru/wp-content/uploads/2022/08/ADK-na-sai-t-1avg22.pdf
#синдром Дауна
#неговорящий ребенок
#ребенок не говорит
#ЗРР
#жестовый язык