История создания этой талантливой комедии Эльдара Рязанова не менее яркая, чем сам фильм.
Надо заметить, что «Невероятные приключения итальянцев в России» сняты в непривычной для Рязанова манере: трюки, внешние эффекты, ярко выраженная эксцентрика. Все это больше похоже на Гайдая. А по размаху съемок даже превосходит. И тому есть объяснение.
Дело в том, что это совместная советско-итальянская приключенческая кинокомедия, снята в 1973 году из-за неординарных обстоятельств. Итальянская кинокомпания после одного совместного фильма задолжала «Мосфильму» деньги. Требовался новый проект. И руководство Госкино вспомнило об отклонённом ранее сценарии Брагинского и Рязанова «Спагетти по-русски».
Поначалу итальянскому продюсеру не понравился этот сценарий. Привлекла только сцена с живым львом. Воротила итальянского кино поставил перед русскими задачу: льва оставить, а в остальном сюжет оживить, чтобы получился фильм-погоня со множеством трюков. И еще добавить местный колорит в виде матрешек, и… ГУМа, потому что таких огромных магазинов в Европе нет, и он произведёт впечатление на зрителей.
Идя навстречу пожеланиям итальянских коллег, сценарий переписали. Получился такой сюжет.
В Риме перед смертью старая русская эмигрантка рассказывает своей внучке про свое миллионное состояние, спрятанное «подо львом» во время революции в Ленинграде. И начинается бурно испещренная приключениями, трюками, каскадом спецэффектов гонка за сокровищами итальянских, русских авантюристов совместно с представителем советской доблестной милиции.
Когда окончательный сценарий увидел Эльдар Рязанове, то заявил: «Я такую ерунду снимать не буду!» Однако руководители Госкино его уговорили.
А Рязанов как в воду смотрел, отказываясь от фильма. Ведь трудности начались уже в самом начале.
Подготовительный период для съёмок в России продолжался всего тридцать один день. Это было катастрофически мало, учитывая количество и сложность трюков.
Возникли проблемы с утверждением итальянских актеров. Рязанов хотел видеть в фильме звезд. Но итальянский продюсер в успех картины не верил, поэтому подбирал кого подешевле. В результате были утверждены актеры не первого эшелона, включая студентку, имеющую опыт съемок в фильмах «для взрослых». Но, к слову сказать, и они справились неплохо со своими ролями, думается, благодаря профессионализму талантливого Рязанова.
Был еще один неприятный момент.
Костюмы к фильму, присланные итальянцами, оказались таким тряпьём, что возмущённый Рязанов распорядился отправить в Рим телеграмму, в которой сообщалось, что «Мосфильм» не лавка старьёвщика. Как потом выяснилось, телеграмму так и не отправили, чтобы не осложнять отношений с партнёрами.
Сложности продолжились и в процессе непосредственной работы над фильмом.
Во время съемок в Италии русской съемочной группе предоставляли гостиницы низкого уровня. Не могли (или не хотели?) организовать работу на необходимом уровне, урезали массовку, отказывались рисовать необходимые вывески и тд. В общем, вели себя высокомерно и нагловато. Рязанову пришлось даже объявить бойкот и пригрозить невыходом на работу.
Итальянские актеры тоже были далеки от совершенства. Порой с трудом справлялись с поставленными задачами. Иногда трусили, когда нужно было выполнить сложный трюк. А в некоторых сценах настолько безостановочно шпарили текст, что актриса Ольга Аросева, игравшая маму главного героя, не могла вставить свою реплику. Тогда темпераментная Аросева поступила эксцентрично: взяла и засунула полотенце в рот разговорчивому итальянцу.
Кстати, об актерах.
Наши были явно на высоте по сравнению со своими зарубежными коллегами. Особенно Андрей Миронов. Кумир советских зрителей, между прочим, сам выполнял большинство трюков.
В сцене с разведённым мостом он висел примерно на высоте . 15-ти этажного дома. А в эпизоде, когда его герой пролез по 11-метровой лестнице, которая находилась на двигавшейся со скоростью 60 км в час пожарной машине, актеру пришлось выполнить трюк, сложный даже для бывалого каскадера. Также Миронов спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория», держась руками за ковровую дорожку.
«Невероятные приключения итальянцев в России» – фильм очень зрелищный. В нем много спецэффектов с техникой, сооружениями. Вот только несколько фактов.
Помните сцену с посадкой самолета, когда под ним ездят автомобили? Она снималась на «загримированной под шоссе» запасной взлётной полосе Ульяновского аэродрома. Все полёты совершали лётчики. И они же были за рулем легковых автомобилей, чтобы в случае форс-мажорной ситуации ориентироваться мгновенно и безошибочно…Эпизод, когда «Москвич» и «Жигули», попадают под струю воды и грязи, становятся «слепыми» и мечутся, преследуя друг друга, выполнили советские гонщики. Для съёмок было закуплено 5 «Жигулей» и 5 «Москвичей», в некоторых сценах их «дублировали» итальянские автомобили. Для съёмок взрыва бензоколонки в окрестностях Звенигорода воздвигли бензоколонку, которая ничем не отличалась от настоящей. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.
И уж отдельного внимания заслуживает история со львом. О нем я уже писала в статье:
В «Невероятных приключениях» снимался царь зверей по кличке Кинг. Он был домашним зверем, жил в семье Берберовых, которые прославились на всю страну своим квартирным зверинцем. Зарплата у семейства была небольшая, и прокормить огромного взрослого льва было очень трудно. Поэтому они приняли предложение о съемках.
Читая сценарий, хозяин льва высокомерно заявил: «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может всё!» После этого сценарий был пополнен новыми эпизодами и трюками. Однако на деле выяснилось, что лев ленивый и отказывался делать многие трюки с первого раза. Например, не хотелось ему прыгать в окно склада матрёшек — и группа покорно ждала три ночи.
И в других сценах лева вел себя весьма своевольно. Зато отсутствием аппетита не страдал: поедая в день несколько килограммов мяса, яйца, рыбий жир. К тому же выяснилось, что актёры панически боялись зверя. И опять лучше всех проявил себя Миронов, который первым пошел на контакт с Кингом, увлекая остальных своей храбростью. Потом актер признался, что дико боялся. Но, видимо, царю зверей приглянулся обаятельный блондин, и он его не тронул. И в фильм вошел уникальный кадр, как милиционер поучает льва. Кстати, постскриптум этой всей истории вышел весьма печальный. Уже после съемок фильма Кинг, оказавшись без присмотра, неизвестно почему напал на прохожего. Льва пришлось пристрелить…
Но несмотря на все проблемы и трудности, фильм удалось снять в рекордные сроки.
Съемочный коллектив работал по две смены ежедневно, включая субботу. Итальянские актеры не выдержали ритма съемок и жаловались своему патрону.
А впереди фильм ждал бешеный успех в СССР.
За первый год проката «Невероятные приключения…» посмотрели около 50 миллионов зрителей. Комедия стала одним из кассовых фильмов советского кино. Что же касается зарубежного проката, то, когда итальянский продюсер увидел, на каком высоком уровне снята лента, он пожалел, что не пригласил итальянских звезд. А без них выпускать фильм в Европе не имело смысла.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
Напишите в комментариях, что вы думаете об этом , если согласны со мной - поставьте 👍 . И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ
ДРУГИЕ СТАТЬИ ЗДЕСЬ