Раньше я упоминал, что в масонстве есть два термина, которые не надо путать: Обряд и Устав. В чём их сходство и различие.
На самом деле, когда я только пришёл в масонство, термин «Обряд» практически не использовался. Иногда проскальзывал в этом значении термин «Ритуал», но чаще говорилось «Устав». Такая-то Ложа работает по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, например.
Однако уже на моей памяти различие постепенно закрепилось в практике.
Обряд – это ритуальная сторона работ. Какие слова произносятся, какие действия производятся, кто где располагается в Ложе, вот это вот всё. Согласно Ландмаркам, по какому бы (регулярному) обряду ни проводилась церемония посвящения в тот или иной градус символического масонства (напомню, их всего три: Ученик, Подмастерье, Мастер, в порядке повышения градуса), этот градус признаётся во всех Ложах, даже если они работают в разных обрядах. То есть, я, имея степень Мастера в своей Достопочтенной Ложе, работающей по Древнему и Принятому Шотландскому Обряду, могу прийти в Ложу, работающую по Французскому Новому Обряду (к примеру), и буду опознан там как Мастер, признан как таковой и в таковом градусе допущен к работам во всех градусах с первого по максимальный из имеющихся символических (в данном случае по третий). Равно и наоборот. Конечно, если складывается так, что работающая в данный момент Ложа недобирает необходимых офицеров и «требуется помощь зала», то поучаствовать в качестве офицера я могу только будучи более или менее знаком с подробностями текущего обряда, иначе возможны досадные заминки, неувязки и прочее (представьте себе, скажем, свадебного тамаду на панихиде – утрирую, но всё же).
Обряд, как и всё масонство, штука, на самом деле, живая, развивающаяся. Мы неустанно работаем над тем, чтобы ритуал продолжал через используемые аллегории передавать современному человеку те истины, которые он передавал в своё время Киплингу или Гёте. Какие-то части ритуала повторно локализуются под текущую российскую культуру, какие-то видоизменяются, добавляются или удаляются (только за одиннадцать лет моего масонского стажа, если я не обсчитался, церемония посвящения в степень Ученическую получала два пакета изменений) – но все эти изменения, разумеется, не кардинальные, не «по существу», всё это делается так, что символическое наполнение обряда не теряется, а становится лишь более рельефно выраженным, и само учение остаётся передаваемым верно и совершенно. Более того, даже в одной и той же редакции один и тот же обряд будет «играть» совершенно по-разному в исполнении разных Лож (и даже одной и той же Ложи в разные периоды). Видел я и такое торжественное исполнение даже ритуалов открытия и закрытия работ, что с этим разве что парад на Красной площади сравнится. А видел и весёлое (вместе с тем без пародирования), с подбадриванием друг друга редкими «неуставными» репликами. Видел строгое, как в суде. Видел скучное «вычитывание буковок». Встречал даже чтение текста обряда в «пономарском» стиле (Брату было так привычнее). Повторюсь – обряд штука живая и не только развивается от редакции к редакции, но и играет на лету, адаптируясь к ситуации.
Почему вообще существуют различные системы масонских обрядов? Помимо прочего, потому что одну и ту же лежащую в основе истину можно преподать по-разному. Как в уравнениях со многими неизвестными – можно выразить икс через игрек, а можно игрек через икс, при этом само отношение между иксом и игреком не изменится. Допустим (говорю крайне условно!!!), мы хотим сказать, что исполнение долга и проявление наружу внутренней добродетели суть одно и то же (повторюсь, говорю условно!!!). Один человек одобрительно кивнёт, если ему это подать так, что исполнение своего долга есть добродетель, но приподзависнет, если сказать, что проявлять имеющуюся у него добродетель (если таковая есть) – это его долг. Другой человек – наоборот. А сказано-то, на самом деле, выражая языком формул, одно и то же.
Устав же, как я уже писал ранее – это система дополнительных степеней, истины которых, нимало не противореча учению символического масонства, позволяют дополнительно поглубже раскрыть их содержание. Разные системы при этом «погружаются» в истину с разной скоростью (откуда разное количество дополнительных степеней в разных уставах) и разными путями (откуда различное обрядовое наполнение посвящений в них). То есть, если мы возьмём опять же тот сильно условный пример насчёт долга и добродетели, то один устав будет дальше развивать понятие долга и показывать, каким образом через него выражается всё остальное: любовь к ближнему, милосердие и т.д., а другой будет выражать все «зависимые переменные» через добродетель. Поэтому, конечно, в дополнительных степенях взаимозачёта нет, в отличие от символического масонства. Вместе с тем, в некоторых юрисдикциях в тот или иной момент времени допускается одновременное членство в нескольких уставах дополнительных степеней. В некоторых не допускается. В некоторых допускается до определённого уровня, дальше которого можно пройти только в одном уставе. Существуют разные мнения на тему, как правильнее. Кто-то считает, что чем больше углов, под которыми смотришь на истину, тем полнее она раскрывается, а кто-то считает, что в попытках уместить в своей голове несколько достаточно различающихся (хотя и основанных на одной истине) философских систем сорвать крышу легче, чем обдолбавшись ЛСД.
Ну и, разумеется, у каждого устава свои обряды. В символических степенях они взаимозачитываются (как я выше уже сказал), несмотря на различия в тексте, расположении офицеров, расстановке предметов и т.д., но в дополнительных – нет.
Каждая Достопочтенная Ложа при своём основании указывает, по какому обряду собирается работать (а ДЛ работают в трёх символических степенях, в дополнительных степенях работают уже капитулы соответствующих уставов). Большинство российских ДЛ работают по ДПШО, но вместе с тем достаточно увесисто представлен ряд других обрядов.
#масонство