В истории музыки сегодня знаменательная дата: 9 августа 1942 года Симфония №7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича прозвучала в блокадном городе Ленинграде. Концерт с участием военных музыкантов состоялся в зале Ленинградской филармонии и дублировался на улицы города через громкоговорители. Оркестром дирижировал Элиасберг, которого в начале репетиций еле живого привозила супруга, везла его на саночках. Ставшему на ноги дирижеру сообщали и о летальных исходах музыкантов, которые на самом деле были еще живы, но бессознательны. Словно всё говорило о том, что премьере - не бывать. К жизни, своими силами, музыкантов возвращали Элиасберг и Шостакович. Но к успеху, весь советский народ, бледный и истощенный, снова ощутил в себе дух сильного и непобедимого союза.
Почему Симфония получила название "Ленинградская"?
Самое первое исполнение прозвучало не в блокадном, на то время, Ленинграде, а в Куйбышеве - 5 марта 1942. На досрочной премьере настояло государство, а сам композитор мечтал, чтобы премьера Симфонии была исполнена именно оркестром Ленинградской филармонии под управлением Мравинского, который на то время пребывал в Новосибирске. Партитуры премьерной Симфонии разлетелись по всей стране, но композитор настаивал на премьере именно в блокадном Ленинграде.
Шостакович посвятил сочинение своему родному городу и народу за их деяния, дав ей имя "Ленинградская". Он сочинял её в Ленинграде, он пропитал её событиями, которые происходили на глазах у народа. Именно в августе 42-го немецкие войска атаковали Ленинград.
Вот, что говорил сам Шостакович о своей работе над вышедшей в свет Симфонии №7:
Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог.
Из архива высказываний бойцов противовоздушной обороны о премьере Симфонии в Ленинграде:
Война. Барабаны уже гремят. Короткая, монотонная и тревожная музыкальная фраза овладевает всем оркестром и становится страшной. Музыка бушует так, что трудно дышать. От нее никуда не деться… Это враг наступает на Ленинград. Он грозит гибелью, трубы рычат и свищут. Гибель? Ну что же – не боимся, не отступим, не отдадим себя в плен врагу. Музыка бушует неистово… Товарищи, это о нас, это о сентябрьских днях Ленинграда, полных гнева и вызова. Яростно гремит оркестр – все в той же монотонной фразе звенят фанфары и неудержимо несут душу навстречу смертельному бою… И когда уже нечем дышать от грома и рева оркестра, вдруг все обрывается, и в величественный реквием переходит тема войны. Одинокий фагот, покрывая бушующий оркестр, поднимает ввысь свой низкий, трагический голос. И потом поет один, один в наступившей тишине…
К подготовке премьеры в Ленинграде отнеслись с особой важностью. Помимо музыкантов, были задействованы и военные - для вооружения и для восполнения состава оркестра. Задачей первостепенной важности стало поддержание тишины во время исполнения Симфонии: ни одного выстрела, ни единого взрыва. Чтобы каждый житель Ленинграда смог в спокойной обстановке насладиться премьерой, живым звучанием. Будто город снова жив, вокруг снова царит мир.
Музыка
#музыка #симфония #дмитрийшостакович #симфоническаямузыка #Культура