Отвечает на этот вопрос, доктор теологических наук, профессор Исмаил Якыт (Prof. Dr. Ismail Yakıt).
Это очень важный вопрос, который, я изучал уже долгое время, еще с начала написания своей докторской диссертации. Эту тему я поднимал на многих научных конференциях, также этот вопрос один самых задаваемых мне.
История получения откровений от Всевышнего началась с Адама. Хорошо, но, были ли люди до Адама?
Если мы присмотримся к аятам священного Корана с позиции применения разумного мышления, а священный Коран всегда нас призывает к рациональному и критическому мышлению. В Коране, Всевышний Аллах множество раз обращается к людям с такими призывами, как: «Задумайтесь», «Используйте свой разум», «Почему вы не задумываетесь?»
Итак, если, мы внемлем этим приказам Всевышнего Аллаха, то мы четко увидим, что Адам – НЕ является первым человеком. То есть, Адам биологически, НЕ является первым человеком!
Адам – первый человек, получивший откровения от Всевышнего Аллаха!
Адам – биологически НЕ является первым человеком!
Как мы это докажем?
Мы приведем в качестве довода 213-ый аят суры Бакара (Корова).
Сура Бакара, 213
213. Люди были одной общиной. И Аллах отправил пророков, которые сообщали благие вести (верующим) и предостерегали (грешников и неверующих). Он ниспослал вместе с каждым из них Книгу с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях об этом (о вере) лишь те, кому была дана она (Книга), после того как к ним пришли доводы, по причине несправедливого отношения друг к другу. Аллах по Своей воле направил верующих к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-Bakara?ayatParam=213
Что мы видим?
Всевышний Аллах нам говорит, что «все люди были одной популяцией», были одной общиной, одной уммой (группой).
Потом они впали между собою в разногласия (морально-этические и социальные) и после этого Всевышний Аллах послал к ним пророков.
Значит, до того, как Всевышний Аллах послал пророков с миссией, люди уже были и жили одной популяцией (общиной) на земле. Мы это видим, это понятно из данного аята, это первое доказательство.
Второй аят который ми приведем из Суры алю-Имран.
Сура Али-Имран, 33
33. Поистине, Аллах избрал (и возвысил) над творениями Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/alyu-Imran/33
Что это означает?
Это означает, что Всевышний Аллах из множества родов выбрал роды (семейство) Имрана и Ибрахима, а также, Нуха и Адама и возвысил их.
Выбор чего-либо или кого-либо всегда происходит из множества подобных.
Всевышний Аллах выбрал род Имрана, из множества других родов?
Хорошо, ну а Адама?
Значит, Всевышний аналогично выбрал из множества людей и Адама в качестве пророка.
Потому что, Адам уже был на земле, он уже жил и он был выбран для миссии пророчества.
Адам – не упал не землю от куда-то со звезд или небес. (Отсылка к аллегорической истории о грехопадении Адама и об изгнании из Рая).
Адам – не упал с высот на землю, падение Адама было «падением Адама в глазах Всевышнего, то есть, падение первоначального авторитета, и потеря уважения которое Адам заслужил, до своей ошибки».
Например, в той истории проходит слово «хубут» (падение), глагол от этого слова «хабете», переводится как «потеря лица / пасть в чьих-то глазах».
Например, наш пророк (с.а.с) в одной из своих дуа (мольба) говорит, «Аллахюмма габтен ла хабтен», что означает: «О, Аллах возвысь меня туда, откуда нет падения», здесь не говорится о какой-то высоте, здесь дуа о благой кончине, дабы не оступиться в конце пути земного. Здесь нет такого смысла, как упасть на землю или расшибиться о землю с какой-то высоты.
Также, нужно отметить, что Коран часто использует такие обороты как: «Ваш отец Адам», «О, сыны Адама», «О, потомки Адама».
Оборот «Отец», используемый в Коране, по своей сути, является обобщающим определением. Например, в Коране говорится: «Сыны Израиля». Если быть точным, то «Израиль» это имя пророка Якуба (Иакова), но речевой оборот «Сыны Израиля» НЕ означает, что все они биологические дети Якуба (Иакова) или потомки лишь Якуба (Иакова).
Данный оборот применяется для обозначения всех тех, кто пошел по пути пророка Якуба (Иакова); для обозначения тех, кто стали соблюдать наставления пророка Якуба и стали его общиной.
Также, можно привести пример из Корана.
Сура Хадж, 78
78. Будьте предельно усердны на пути (воплощения религии) Аллаха. Он выбрал вас (сделав верующими) и не установил для вас никакого затруднения в религии. Такова вера отца вашего Ибрахима. Он (Аллах) назвал вас мусульманами до этого (ниспослания Корана) и здесь (в Коране), чтобы Посланник стал свидетелем о вас (в Судный день, что он довел до вас все), а вы стали бы свидетелями для людей (в том, что их посланники довели их религию до них). (Полноценно) выполняйте намаз, выплачивайте закят и крепко держитесь за (религию) Аллаха. Он — ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/al-hadzh/78
Священный Коран, говорит, что все мусульмане идут по пути их отца пророка Ибрагима (Авраама).
Разве пророк Ибрагим является биологическим отцом всех нас (мусульман)?
Конечно нет!
Мы просто идем по пути пророка Ибрагима (а.с.).
Так как, мы придерживаемся единобожия, поэтому, Коран обращаясь к мусульманам, говорит наша религия и есть религия отца нашего Ибрагима.
Слово «Абу – отец» в Арабском языке, это слово, которое имеет обобщающий иносказательный смысл.
Например, говорится «Абу Лахаб» (Отец огня), разве он является отцом огня?!
Нет, просто его так называют потому что, он будет предводителем всех грешников, которые в итоге войдут в огонь!
Например, говорится «Абу Джахль» (отец невежества), но ведь, у него было сына или дочки под именем «Невежество» (джахль)!
Еще один пример, современные арабы, называют толстых людей – «Абу Лахм» (отец мяса), а очень богатых людей называют «Абу-ль Фулюс» (Отец денег).
Отец мафии, отец чего-то, отец такого-то, таких отцов в иносказательном смысле много. Поэтому, слово «Абу» (отец), зачастую, исходя из контекста, означает НЕ биологического отца, а, в большинстве случаев, несет смысл «лидера» или «предводителя». Поэтому, как и в примере с речевым оборотом «Сыны Израиля», оборот «Сыны Адама» / «Потомки Адама» – означает, "такие же, как и Адам" (обладающие теми же характеристиками, что и Адам).
Потому что, Коран преподносит (описывает) нам пророка Адама с двумя отличительными чертами:
- Первая черта: очень ценное и важное в глазах Всевышнего Аллаха создание Божье. Наместник (халиф) Всевышнего на Земле, который достоин земного поклона всех Ангелов.
- Вторая черта: это слабое и наивное создание Всевышнего, которое может обмануться и пасть в ловушки Иблиса (Сатаны).
Поэтому, сыны человеческие – это, существа, в которых заложены два таких противоположных свойства. Быть потомком Адама, означает быть носителем этих двух крайностей в своей натуре.
Из Корана, мы знаем, что, Всевышний Аллах, передал пороку Адаму, некоторые запреты, предписания и руководство (Сура Бакара, начиная с 30 аята). Всевышний Аллах приказывает всем ангелам совершить земной поклон Адаму, все ангелы совершают этот поклон за исключением Иблиса (Сатаны). Поэтому сопротивление Божественным указом, это Сатанинская черта.
Потом, Адаму были приказано не приближаться к дереву и не есть его плодов. Ему запретили некоторые действия, но, пророк Адам нарушил эти запреты. Поэтому, быть человеком, означает питать искушение к нарушению запретов, и соответственно нарушать запреты.
Поэтому, если, человек подается искушениям и нарушает запреты, это означает, что он несет те же признаки что, были и у пророка Адама. Соответственно, это еще и одна из причин, того, что в Коране Всевышний обращается к людям как «О, сыны Адама / О, потомки Адама». Здесь смысл в том, что, все люди также слабы, как и Адам. По этим отличительным чертам Адам наш духовный отец (не биологический), а, мы его дети.
Резюмируем, пророк Адам НЕ является первым человеком рода людского, и НЕ является биологическим отцом всех людей! Мы должны это сказать.
Конечно и у пророка Адама были потомки, впрочем, как и других людей эпохи пророка Адама. Потому что, Адам был избран из определенной популяции людей.
Сура Али-Имран, 33
33. Поистине, Аллах избрал (и возвысил) над творениями Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана.
Ссылка: https://azan.ru/tafsir/alyu-Imran/33
Адам – первый пророк, но, НЕ первый человек!
Кто же, тогда первый человек согласно Корану?
Коран не обозначает того, кто был первым человеком. В целом, в Коране нет такого принципа как «выявлять и описывать первых»! Такой цели в Коране нет.
Мы не знаем, кто был первым человеком! Сам этот вопрос в корне неправильный!
Исходя из теории эволюции, мы точно знаем, что нет такого, что, «один какой-то индивид вдруг эволюционировал в человека, и затем стал родоначальником всех остальных». Такого быть не может!
Эволюция всегда происходит с какой-то популяцией, это группа людей, возможно их было 50 или 100 или 1000, сколько бы их не было, это была группа (популяция) людей.
Поэтому, пророк Адам, согласно священному Корану, НЕ является первым человеком. Согласно Корану, это так!
Постскриптум:
Данная статья, является текстовым изложением, нижеуказанного видео, опубликованного на канале "Dini Cevaplar" (Ответы на теологические вопросы). Оригинальное видео опубликовано на Турецком языке.
Разрешение от владельца канала "Dini Cevaplar" на перевод и публикацию получено. Периодически будут размещены и другие статьи.
Не пропустите наши предыдущие взаимосвязанные статьи.
Откуда ангелы знали, что Адам (потомки Адама) прольют кровь?