9 августа в мире отмечается Международный день коренных народов. На острове Тайвань коренные народы живут более пяти тысячелетий, с 3000 годов до нашей эры. Шестнадцать самых крупных коренных племён, которые живут бок о бок с китайским большинством, имеют численность 550 тысяч человек или 2,4% от 23-миллионного населения Тайваня. У каждого племени свой язык, обычаи и система верований, которая основывается на культе предков, ежегодных обрядах плодородия, поклонении божествам и шаманизме. 64% аборигенов являются христианами.
Языки коренного населения, так называемые формозанские языки, принадлежат к австронезийской семье, в которую также входят языки Филиппин, Малайзии, Индонезии, Мадагаскара и Океании. Генетические исследования продемонстрировали тайваньское происхождение популяций островной Юго-Восточной Азии. Разница между этнической идентичностью аборигенов и этнической идентичностью китайцев хань часто обсуждается в дебатах о политическом статусе Тайваня.
Первыми европейцами, прибывшими на остров, были португальцы и испанцы, однако они не смогли надолго закрепиться. В 1624 году голландцы высадились на Тайване, основали фактории и сумели подчинить себе большинство коренных племен. В 1662 году китайцы во главе с Чжэн Чэнгуном (Коксингой), бежавшие от манчжурской династии Цин, изгнали голландцев и начали заселение острова. Прибытие китайцев не обошлось без последствий для коренных жителей, у которых отбирали землю, эксплуатировали и подвергали притеснениям. Коренные племена были вытеснены в труднодоступные районы Тайваня, захват которых был сопряжен с риском попасть в руки дикарей, культивировавших вплоть до начала ХХ века "охоту за головами". К 1860-му году количество китайцев на Тайване достигло 3 миллионов человек.
Согласно симоносекскому договору, положившему конец китайско-японской войне 1894-1895 годов, династия Цин уступила Формозу (Тайвань) Японии. Японцы делили аборигенов на "порочных и злых варваров", в отношении которых нужно применять репрессии, вплоть до полного уничтожения и тех, которых возможно цивилизовать с помощью образования и приобщения к японской культуре.
Война между отказавшимися подчиниться коренными племенами и японской армией шла несколько десятилетий, причем японцы не стеснялась в применении средств: против повстанцев использовались корабли, артиллерия, аэропланы, горчичный газ. Японская администрация активно пользовалась и политикой "разделяй и властвуй": согласившиеся сотрудничать аборигенные племена использовались в сражениях против повстанцев, в том числе и восстававших китайцев.
Этнографические исследованиям японцев, особенно работы ученого Ино Канари, позволили создать список из девяти этнических групп Формозы, к которым позднее были добавлены ещё пять. В середине 1930-х годов, когда Японская империя достигла зенита своего могущества, колониальная администрация Тайваня развернула целую программу социализации аборигенов, основанную на лояльности стране Восходящего солнца.
К концу Второй мировой войны аборигены, даже те, чьи родственники были убиты колонизаторами, добровольно шли служить в специальные подразделения и, если потребуется, умереть за императора Японии. Время правления на Тайване Японии оставило неизгладимый след: многие пожилые аборигены с восхищением вспоминали о японцах, даже после того как те потерпели поражение во Второй мировой войне и оставили остров в 1945 году. До сих пор в некоторых отдаленных деревнях плохо знают китайский язык, зато хорошо говорят по-японски - результат 50-летнего господства Японии над Тайванем.
В 1949 году, после поражения в гражданской войне, правительство Китайской республики во главе с генералиссимусом Чан Кайши высадилось на Тайване, вместе с остатками гоминьдановской армии и 1,3 миллионами беженцев.
В 1947 году на Тайване произошло антикитайское восстание ("Инцидент 28 февраля"), жестоко подавленное гоминьдановцами. После эвакуации армии Чан Кайши на острове было установлено военное положение, сохранявшееся 38 лет с 19 мая 1949 года по 15 июля 1987 года. Националистическая партия Гоминьдан установила жесткую авторитарную форму правления и запустила политику китаизации, направленную на полное искоренение японского влияния и привитие коренным тайваньцам самосознания граждан китайской нации.
С конца 1980-х годов вместе с демократизацией политической системы Тайваня, созданием второй политической партии, кроме Гоминьдана - Прогрессивной демократической партии (ДПП), изменилось и отношение к коренным народам. Политика насильственной китаизации была признана дискриминационной. Были созданы общественные организации, занимающиеся борьбой за признание языков, культуры и прав коренных народов, защите их исконных земель.
1 августа 2016 года новоизбранный президент Тайваня Цай Инвэнь принесла официальные извинения коренным народам Тайваня за страдания, перенесенные на протяжении 400 лет. Глава государства извинилась за вооруженные вторжения, конфискацию земель и политику насильственной ассимиляции, проводимую различными режимами, которые контролировали Тайвань, а таже за то, что новые жители острова и их историки пренебрегали историей коренных народов. Цай Инвэнь извинилась за неравенство, которому по-прежнему подвергаются коренные жители в области здравоохранения, образования, экономического положения и участия в политической жизни, а также за сохраняющиеся дискриминационные предубеждения в отношении них.
Несмотря на то, что главной проблемой страны является военное и политическое противостояние с Китайской народной республикой, на Тайване реализуются целевые программы помощи и поддержки коренного населения. 1 августа - день, когда президент Цай Инвэнь выступила со своим знаменитым обращением, теперь отмечается как День коренных народов на Тайване.
Рекомендую к прочтению:
#тайвань #китай #чанкайши #формоза #япония #тайваньский пролив #аборигены #коренныенароды #коренныенародытайваня