Найти тему
Великий народ

Пока Франция героически борется с Россией в Европе. ЧВК Вагнера показывает, кто хозяин Африки

Ходят слухи, что нынешняя жесткая политика Франции в отношении России во многом связана с тем, что наша страна якобы посягает на самую святую святыню французского политического истеблишмента - остатки его колониальной империи.

Никогда еще французские политики не были столь недипломатичны и так четко ориентированы на интересы англосаксонского мира, с которым они часто соперничали в прошлом. Но, как говорил старый Збигнев Бжезинский, великая геополитическая игра ведется на многих досках.

Поэтому неудивительно, что французы, задирая нос к постсоветскому пространству, нашли крутых парней Вагнера на своем африканском заднем дворе. С местной элитой им было гораздо легче договориться, чем с предыдущими колонизаторами.

Национальный девиз Liberté, égalité, fraternité (свобода, равенство, братство) не помешал Третьей французской республике захватить колониальную территорию (12,5 миллионов квадратных километров), уступающую только заморским территориям Британской короны. Франция вела себя не лучше и не хуже любого другого завоевателя на территориях, которые она захватила силой и обманом, и огнем и мечом подавляла любые намеки на национально-освободительные движения.

После Второй мировой войны и двух крупных колониальных войн (Индокитай и Алжир) империя начала разрушаться, и большинство африканских стран стали формально независимыми от Парижа. Но самые бедные из них (с точки зрения уровня жизни, а не природных богатств) никогда не были полностью свободны от навязчивой опеки бывшей метрополии. В советские времена это называлось неоколониализмом.

Франция продолжала разделять и властвовать, контролируя и регулярно натравливая друг на друга политические силы новых республик и крепко держа имперскую лапу на основных запасах ценных ресурсов. Так продолжалось до середины этого века, когда французские политики решили принять активное участие в распределении ресурсов постсоветского пространства.

Это означало, что определенная "красная черта" была пересечена и все неформальные правила и соглашения, существовавшие со времен холодной войны, были списаны в утиль. В 2019 году более 20 стран "черного" континента заключили с Россией военно-технические соглашения, и, что удивительно, почти все они оказались больше, чем просто декларации. Первой из бывших французских сфер влияния, попавших в сферу влияния России, стала Центральноафриканская Республика.

Французская пресса активно высмеивала русских инструкторов и обещала им неудачу в их попытках обучить там регулярную армию. Во все предыдущие годы европейские эксперты не имели успеха в этом вопросе.

Возможно, французские профессионалы просто обленились и отбывали наказание, или у парней из ЧВК "Вагнер" нашлись нужные слова для своих экзотических протеже, но местная армия буквально преобразилась и всего за восемь месяцев изгнала радикалов почти из всех центральных провинций страны.

К концу 2021 года было освобождено 30 городов, а в новом году - еще шесть. Западные СМИ подняли большой шум, обвиняя вагнеровцев во всех мыслимых преступлениях, вплоть до кражи скота у незадачливых африканских жителей. Но руководство ЦАР стояло твердо, буквально потребовав от Москвы большего присутствия и отправив французов и всех остальных "следователей" по известному адресу.