Всем здравствуйте. Когда ваши занятия приносят первые плоды и ребенок от неговорящего переходит к говорящему, то следуюшая проблема, с которой сталкивается специалист- нарушение слоговой структуры слова. Что такое слоговая структура слова? Каждое слово состоит из слогов или отдельных звуков, например, ко-ро-ва, в данном слове 3 слога, структура слова- трехсложная. Слово ли-са ( двухсложное), кот ( односложное), самолеты ( четырехсложное). Наиболее часто эта проблема отслеживается у детей-алаликов, это их характерная особенность, симптом, по которому сразу можно определить, что это действительно алалия, а не какой-либо другой диагноз.
Как понять, что у детей нарушена слоговая структура? Эти дети могут отдельно произнести 2 слога : со, ва, но объединить их воедино для получения полноценного слова "сова" не могут. Или пытаясь сказать слово машина, получается "мана", "ниа". При попытке произнести фразу "мама, дай мяч" такие дети скажут "ма дя ть" или "ма да ма". Речь кажется совершенно непонятной, слова все "вывернуты наизнанку", поэтому детям необходимо оказать грамотную помощь и научить слышать слоги, звуки, произносить слова без ошибок.
Как проводится коррекция слоговой структуры слова?
Работа включает в себя 5 основных этапов:
- Артикуляционная гимнастика ( детям сложно переключаться с одного слога на другой, так как это требует приема определенной артикуляционной позы. Гимнастика тренирует умение ребенка удерживать артикуляционную позу, чувствовать, где язык, щеки, губы, развивает подвижность артикуляционного аппарата и укрепляет мышцы)
- Дыхательная гимнастика. Без нее никуда, ведь мы говорим на выдохе, и если ребенку не хватит силы выдоха, то часть слов будет "съедена" и не услышана.
- Ритмические упражнения ( стучим по столу, хлопаем в ладони, топаем, стучим ложками, при этом проговариваем каждый слог в слове. Стараемся посредством выбивания ритма услышать каждый отдельный слог в слове, посчитать, проанализировать и сказать слово целиком без запинки)
- Работа с кнопочками. Подготавливаем карточки со словами, где ниже представлены еще и своеобразные кнопочки, обозначающие количество слогов в конкретном слове. Проговариваем каждый слог, нажимая указательным пальцем на нарисованные кнопки. Можно подготовить любые камни, фишки, пазлы, конструктор и использовать в качестве визуала.
- Визуально-ритмический ряд "Продолжи за мной". Выкладываем фишки разного цвета, в зависимости от типа слоговой структуры и просим ребенка продолжить. Например, красная, синяя, красная, синяя.... это двусложное слово. Теперь желтая, красная, синяя, желтая, красная, синяя и т.д.( 3-сложное), синяя -красная -красная, синяя- красная -красная ( двусложное со стечением согласной вначале слова) и др. Также возможно проговаривание отдельных слогов и слов: ба па ба па ба па/ ва фа ва фа. Такая работа улучшит еще и фонематический слух.
Сюда же я отнесла бы и работу со слоговыми цепочками: ба ба па/ба ба па/ га ка га/га ка га/ ти ди ти/ ти ди ти. Ребенок учится переключаться между слогами, заранее подготавливает следующую артикуляционную позу для составления нужного звука или слога.
Как долго длится эта работа?
Сказать сложно, но не менее месяца однозначно, все зависит от изначального диагноза, того, как ребенок принимает информацию, от стараний, в том числе занятий дома с родителями, комплексном подходе, регулярности занятий.
🎁А чтобы вам было легче работать, делюсь в этой статье пособием, состоящим из 2 частей "Давай поговорим. Слоговая структура слова" Наиля Бакиева.
📥📥📥