Найти тему

Наталия Минаева: «Летний кампус — это место обмена ресурсами»

В этом году преподаватель, кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин факультета рыночных технологий ИОМ Наталия Минаева стала наставником и спикером на Х Международном Летнем кампусе Президентской академии. Попросили Наталию Леонидовну рассказать о своих впечатлениях и прокомментировать работу на проекте с позиции практикующего психолога.

Наталия Леонидовна, скажите, пожалуйста, это ваш первый Кампус?

Да, раньше я о Кампусе только слышала, но посещать его не доводилось. Дело в том, что раньше для участия в нем требовалось свободное владение английским языком. У меня, к сожалению, английский не на таком высоком уровне. А в этом году на Кампусе тоже были ребята из дальнего и ближнего зарубежья, но мероприятие было русскоязычным, поэтому я с удовольствием приняла приглашение стать наставником. Это был необычный опыт, и мне было очень интересно.

И какие у вас впечатления? Чем, на ваш взгляд, отличаются участники Кампуса от вашей обычной аудитории?

Основное отличие — невероятно высокий уровень мотивации. Я, честно говоря, такой высокой мотивации не видела ни в одной группе, ни в одной команде, ни в бакалавриате, ни в магистратуре, ни у слушателей программ профессиональной переподготовки. Это и не удивительно — участники Летнего кампуса проходили многоуровневый отбор, и только одно это является показателем их целеустремленности. Кроме того, эти ребята — лучшие из лучших, потому что большинство из них занимает очень активную жизненную позицию. Многие из них являются волонтерами, победителями региональных конкурсов, мероприятий и так далее.

Пригодилось ли в работе наставника то, что вы практикующий психолог?

Знание психологии мне особо не понадобилось, потому что мне очень повезло с командой: у нас собрались невероятно тактичные, понимающие, готовые уступить люди. К моему удивлению, за две недели не было ни одного конфликта. Хотя, когда я собиралась на Кампус, были опасения, что придется разрешать конфликтные ситуации, потому что здесь собираются очень разные, очень харизматичные ребята, и в командах довольно много человек. Кроме того, когда такая высокая концентрация лидеров в одном месте — а каждый студент, принимающий участие в Кампусе, по умолчанию является лидером, — высока вероятность возникновения разногласий и конфронтаций.

И действительно в каждой команде было несколько лидеров. Но в моей команде «UNO» лидерство было, скорее, ситуативным. Работа над проектом включала разные этапы, — например, финансовую часть, маркетинговую и так далее, — и в зависимости от этапа и своих сильных сторон ребята очень грамотно, очень тактично уступали друг другу это лидерство, передавали его из рук в руки.

У ребят, правда, была своя точка зрения — на последней свечке они сказали, что именно то, что я профессиональный психолог, определило такой положительный микроклимат в команде. Они действительно задавали очень много вопросов про командные роли и вообще про психологию человека. Но я считаю, что комфортная обстановка в команде — это полностью их заслуга.

-2

Над каким проектом работала ваша команда?

У нас была очень непростая тема — «Поддержка IT-индустрии и сферы инноваций». Было всего три команды, включая нашу, которым попался этот трек. Он сложный, потому что в современной России именно в этой области требуются креативные решения, разные идеи и так далее. И с одной стороны, было очень много возможностей, а с другой — в моей команде не оказалось ни одного специалиста по IT-технологиям. У нас и медик был, и финансисты, и профессиональные менеджеры, и маркетологи, но ни одного технаря. Поэтому идей было много, а как их реализовать, не очень понятно. Но ребята все равно справились, они большие молодцы.

Что бы вы посоветовали ребятам, которые хотят попасть на Кампус?

В первую очередь, подготовиться к отборочным собеседованиям, потренироваться в самопрезентации. Нет опыта работы? Расскажите о волонтерской деятельности, о проектах, в которых вы участвовали. В этом году собеседования проводили в том числе и наставники, и я убедилась, что далеко не все ребята подготовились, из-за чего они на Кампус и не попали.

Иногда явно чувствовалось отсутствие сильной мотивации. Мы спрашивали: «А что вы готовы дать Кампусу?», и к этому вопросу многие оказались не готовы. Было ощущение, что есть желание что-то получить — навыки, знания и так далее, — что, конечно, хорошо, но при этом нет понимания, чем ты сам можешь быть полезен Камусу. А ведь Летний кампус — это место обмена ресурсами. Здесь важно не только брать, но и очень много отдавать.

-3