Найти в Дзене
Газета Жизнь

"Всё началось с того, что в нашу школу пришёл легендарный Михаил Девятаев...". История одного лётчика, самолёта АН-22 и аэродрома Мигалово

Оглавление

Вчера исполнилось 110 лет Военно-воздушным силам России. Для меня - это семейный праздник, только отмечали и отмечаем мы его по старому стилю, если можно так сказать, то есть - 18 августа. Я, наверное, еще не умела говорить, но знала, что есть самолет Ан-22, и могла отличить его гул в небе от звука любой другой воздушной техники. А все дело в том, что я родилась и выросла в Твери, где находится аэродром Мигалово, а мой отец - майор запаса ВВС РФ Юрий Москаленко.

Этот материал я хотела бы посвятить лётчикам и их родным... У каждого из этих храбрых представителей военной профессии своя история - я хотела бы рассказать свою, семейную. Начну, пожалуй, издалека...

12 августа страна отметила День ВВС
12 августа страна отметила День ВВС

Девятаев

О лётчике Михаиле Девятаеве, герое Советского Союза, я знаю еще с детства по рассказам отца. Мол, был такой лётчик, который во время Великой Отечественной войны совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике врага. Фантастика! "Это же каким храбрым и сильным надо быть, чтобы на такое решиться?" - думала я маленькая. С тех пор я усвоила, что лётчик - это профессия героическая, а, если мой папа лётчик, то он тоже в каком-то смысле герой. Для меня - точно...

Но вернёмся к Девятаеву. Откуда пошли эти рассказы в моем доме? Много лет назад, когда мой отец был еще ребёнком, Михаил Петрович приехал в его школу в посёлке Славгород на встречу с учениками. Ну, знаете, как это бывает? Его пригласили, чтобы он рассказал о своём подвиге подрастающему поколению.

- Произошло это где-то в 70-71 году. Кажется, сестра Девятаева жила в соседнем посёлке. Он приехал её навестить, и его попросили заглянуть к нам, - пояснил отец. - Не помню только, до или после той встречи я прочитал его книгу "Побег из ада".
Фото: Российская газета. Михаил Девятаев
Фото: Российская газета. Михаил Девятаев

Конечно, визит такого человека в сельскую школу стал настоящим событием. По словам отца, на встрече Михаилу Петровичу задавали множество вопросов, не отстали от него и после официальной части. Дети и взрослые окружили героя и спрашивали, спрашивали...

- А ты прямо его видел? - однажды спросила я.
- Не просто видел, я стоял рядом и разговаривал с ним, но не помню уже, о чем... Мне было лет 12.
- После этой встречи ты и захотел стать лётчиком?
- Я был впечатлен, конечно, но точно сказать не могу. Возможно, это отчасти сказалось на моем решении.

Спустя много лет, кстати, вышел фильм "Девятаев" с Павлом Прилучным в главной роли. Помню, как папа был разочарован. Мол, не дотянули, не смогли передать всю суть истории. Ну да ладно... Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

ХАИ

В советское время получить лётную профессию можно было в двух крупных вузах: в ХАИ (Харьковский авиационный институт) и в МАИ (Московский авиационный институт). Харьков был ближе - около трёх часов езды на автобусе от Славгорода, поэтому отец выбрал этот вуз. В выпускном классе он целый год ездил в Харьков на курсы, а потом поступил. По его воспоминаниям, хорошее это было время.

- Тогда говорили так: "В ХАИ - практики, а в МАИ - теоретики. Если нужен был лётчик - это в ХАИ, если сотрудник НИИ, то обращайтесь в МАИ", - рассказал мне как-то папа.
Фото: ingek.com. Харьковский авиационный институт
Фото: ingek.com. Харьковский авиационный институт

Отец выучился на бортового инженера, по распределению попал в Тверь и много лет служил в Мигалово на самом большом в мире турбовинтовом самолете АН-22. Я была частым гостем на аэродроме, а парад в День авиации - это было святое! Парадная форма, выправка, марш... Устраивался настоящий праздник для родных и друзей лётчиков. Несколько лет назад, кстати, отец показал аэродром и самолёты уже своему старшему внуку - моему сыну Марку.

Мы с Марком под крылом самолёта
Мы с Марком под крылом самолёта

Работа

Конечно, будни лётчика Военно-транспортной авиации - это совсем не парады, а каждодневный непростой труд, связанный с риском для жизни. Тревога посреди ночи, полёты, командировки, причем не всегда в спокойные страны. Ещё до школы я узнала, что есть Сирия, Ливия, Алжир и прочее. Тогда мне, правда, это всё казалось очень далеким.

АН-22 добросовестно перевозил грузы в разные точки мира. Боевая машинка, надежный товарищ. Сейчас "Антеев" осталось очень мало... А в 1988 году именно АН-22 спас от смерти тысячи людей в Армении. Самолёт перебросил в страну, пострадавшую от страшного землетрясения, станцию по переливанию крови.

Ан-22 идет на посадку
Ан-22 идет на посадку

Разную технику перевозил "Антей" - всего сказать не могу, да и не знаю всего. Не мое это дело, как говорится. А из того немногого, что позволили мне знать, расскажу про Париж. Отец летал туда на международный авиакосмический салон в Ле-Бурже. Кажется, даже не один раз.

- Помню, только поздно вечером мы смогли прогуляться по городу и посмотреть достопримечательности, - рассказал папа. - Очень жалею, что не поднялись на Эйфелеву башню.

В детстве, слушая рассказы отца, я понимала, что тоже хочу увидеть мир. Одно время у меня была бредовая идея стать стюардессой, но в итоге я выбрала профессию журналиста и, однажды посетив Париж, тоже не забралась на Эйфелеву башню. Похоже, это у нас семейное...

Братство

А ещё лётчики - это не только герои, которые каждый день выполняют свою непростую работу бок о бок со стальными птицами, но и одно большое братство. В непростые времена для военных лётчики всегда и во всём помогали друг другу - и словом, и делом - делились последним. Я помню, как нам приносили капусту, а мы делились яблоками.

Фото: Афанасий-бизнес. Аэродром Мигалово
Фото: Афанасий-бизнес. Аэродром Мигалово

Когда же в Мигалово в 1992 году разбился первый самолет - это стало общим горем. Может быть, для города это прошло незаметно, но мы - родные и близкие военных - это почувствовали, даже дети... На данный момент это крупнейшая авиационная катастрофа в истории Тверской области и самолётов Ан-22.

"Антей" выполнял коммерческий рейс по перевозке народно-хозяйственных грузов и пассажиров в Ереван. Пилотировал его экипаж из 7 человек, командиром которого был военный лётчик 1-го класса майор Мисютин. Причиной катастрофы стал перегруз. Так как в Мигалово не было весов, экипаж мог определить вес только условно и ориентируясь по накладным.

Памятная стела на месте катастрофы у деревни Антоново
Памятная стела на месте катастрофы у деревни Антоново

Через два года произошла еще одна трагедия... Имя командира того корабля - майора Кредина Анатолия Яковлевича - я часто слышала дома. Иногда слышу и сейчас.

Отец всегда с большим уважение отзывается о своих бывших сослуживцах. Кого-то уже нет в живых, с некоторыми он до сих пор общается. Это сильные люди, с твердым характером и волей.

Всем лётчикам посвящается...

Папа с внуками, 2022 год
Папа с внуками, 2022 год

С Днём ВВС, пап!

Автор: Оксана Шмидт