В нашей стране есть издания федерального масштаба. Есть регионального. А есть совсем небольшие газеты районного уровня с тиражом 1000 экземпляров. Как правило, такие газеты выходят раз в неделю, в штате у них есть главный редактор, корректор, пара корреспондентов и верстальщик. Вот в такой "районке" мне и пришлось поработать совсем непродолжительное время. Как это было - читайте ниже.
В районную газету "КС" я устроился старшим корреспондентом. Позвонил главному редактору не потому, что остро нуждался в деньгах или в работе. Позвонил, потому что соскучился по настоящей полевой, творческой, интересной жизни, по людям, в конце концов. При устройстве редактор мне сказала, что большинство материалов у них - репортажного жанра, то есть с колес. Сначала тексты надо писать для социальных сетей, а затем слегка дорабатывать для печатного издания. Писать, желательно, оперативно, опираясь на факты и на комментарии экспертов, очевидцев, организаторов, руководителей. Во время репортажей надо обязательно делать авторские фото, которые затем вместе с текстом в большом количестве выкладывать на страницу издания в социальной сети.
-Ну что, - подумал я, выйдя на улицу после собеседования с редактором. - Все логично. Работа несложная. Требования адекватные. Коллектив небольшой и сплоченный. Сработаемся.
В понедельник я вышел на новое место и сразу приступил к выполнению своих должностных обязанностей. Первый репортаж, который мне поручили состоял в том, чтобы рассказать о том, как накануне 9 мая военно-патриотическая организация, а по сути исторические реконструкторы и черные копатели занимаются воспитанием подрастающего поколения. Я приехал в районную школу и сразу направился в актовый зал. Рядом со сценой я увидел несколько столов, на которых мужчины в военной форме разложили макеты трехлинеек, автоматов ППШ, гранаты, радиостанции и даже пулемет "Максим". Вокруг столов толпились школьники, а люди в форме рассказывали им о героических событиях защиты Советского Заполярья. Вообщем, за двадцать минут я сделал более тридцати снимков, взял несколько комментариев у организаторов мероприятия, переговорил с восторженными школьниками и даже заглянул в кабинет директора школы, чтобы узнать ее отношение к идеи патриотического воспитания школьников. Вернувшись в редакцию, я довольно быстро написал материал, отобрал фотографии и сложил все в отдельную папку "В номер" для редактирования.
На следующий день я познакомился с главой района АМ, который по каким-то своим делам на сером Nissan X-Trail приехал к нам в редакцию. Он просканировал меня своим внимательным взглядом с ног до головы, долго жал руку, сказал что-то типа "добро пожаловать" и, как мне показалось, остался довольным новым старшим корреспондентом.
- Тебе предстоит часто работать с этим человеком, - говорила мне тогда главный редактор. - Так что внимательно слушай и запоминай. Первое время я не буду поручать тебе сложные и ответственные темы для репортажей. Не буду особо нагружать. Пусть руководство района к тебе привыкнет.
Уже тогда я стал задаваться вопросами. Почему ко мне кто-то должен привыкать? Кто я для них? Новая зимняя куртка с меховой подстежкой, которую надо встроить в привычный гардероб или новый сотрудник, которому надо просто четко объяснить его служебные обязанности, не нарушая при этом общепринятые нормы журналистской этики и морали? Но вопросы - вопросами, а работать надо было здесь и сейчас. В тот день меня отправили снимать уборку местных скверов и парков от прошлогодних листьев и всякого там мусора. Я довольно быстро сделал фоторепортаж, выложил все в ВК и с чувством выполненного долга отправился домой. Помню в автобусе на секунду задумался об утреннем знакомстве с главой района и о словах редактора, но особого значения этому не предал. Подумаешь, глава района. Вот еще зацикливаться на этом.
На третий рабочий я впервые понял, что именно мне хотела сказать редактор. Меня отправили освещать заседание Совета депутатов небольшого поселка, расположенного, примерно, в часе езды. На место я поехал в машине главы района. По дороге мы практически не разговаривали. АМ уткнулся в телефон, а я наслаждался красотой северной природы. На Совете разгорелись нешуточные споры относительно так называемого Арктического гектара - бесплатной земли, которую власти, в соответствии с федеральной программой, должны передавать в безвозмездное пользование всем желающим. Как правило, приезжим людям. Суть спора была в том, что с самого начала местные жители оказались очень недовольны новыми собственниками земли. Потому что те своим строительством нарушали их привычный уклад жизни, варварски относились к природе, устанавливали собственные порядки. Глава района внимательно выслушал сельчан, а затем заявил, что, несмотря на все противоречия, решения о выделении земельных участков принято и здесь уже ничего не поделаешь. Смиритесь, мол, дорогие друзья, и привыкайте к новым условиям жизни. Со своей стороны я внимательно следил за происходящим, записывал на диктофон самые яркие высказывания, делал снимки и уже прокручивал в голове предстоящую работу. Но, как только мы сели в машину, глава района АМ мне сказал:
- Уважаемый, вы не пишите ничего о том, что сейчас услышали. И фото не выкладывайте. У жителей поселка одна точка зрения, а у районной администрации совсем другая. Не стоит раздувать эту тему. Все равно они ничего не смогут сделать. Решение о выделении земельных участков принималось на уровне областного правительства. Так что все это бесполезно.
Честно говоря, от такой наглости, беспардонности и цинизма я просто опешил. На протяжении всей дороги обратно переваривал услышанное, прикидывал, просчитывал варианты. На следующий день, когда надо было выкладывать репортаж в сеть, я пошел к редактору. Рассказал ей о случившимся и услышал самое главное и сокровенное. То, что по своей наивности не понимал или просто не хотел понимать.
- Дорогой мой, в нашей газете мы не пишем ничего плохого об администрации района, о губернаторе области и вообще о власти. В нашей газете мы пишем только о достижениях, прорывах, результатах, положительном опыте. На крайний случай, о праздничных мероприятиях. Если ты хочешь у нас работать, подумай, кто платит тебе деньги… Я лично рисковать своим местом не хочу.
После этих слов я вышел на балкон, перекурил, затем выложил в сеть формальный репортаж о том, что вчера глава района АМ принял участие в работе Совета депутатов означенного поселка. Сходил в туалет и умыл руки. В редакцию я ездил еще две недели. Все это время работа строилась по вышеозначенному сценарию. Мы выезжали на место событий. Мне говорили, что снимать, а что не снимать. Что писать, а что не писать. Иногда просили тексты и фотографии, как говориться, "на посмотреть". Конечно, скрипя сердцем и кусая губы, я отправлял материалы на согласования, но при этом много думал над вопросом: а стоит ли вообще бороться с этими "ветряными мельницами"? Ведь решение все равно уже принято. И нечего они сделать не смогут.