1,7K подписчиков

Гигантские роботы выходят на железную дорогу

Чудовища из кино стали реальностью.

Чудовища из кино стали реальностью. У японских рабочих свой неповторимый стиль спецодежды. Сегодня мы расскажем, как японская сказка стала былью.

У японских рабочих свой неповторимый стиль спецодежды. Сегодня мы расскажем, как японская сказка стала былью.

Субкультура Gundam

В конце 70-х годов XX века в Японии зародилась субкультура Gundam.

Гандам, Gundam (яп. ガンダム гандаму) – один из самых продолжительных и активных сценариев в истории аниме, сюжетно объединяющий несколько десятков сериалов и полнометражных фильмов, созданных студией Sunrise, а также включающий в себя различные видеоигры и сборники комиксов (графические романы манга).

Визитными карточками стиля Гандам являются научно-фантастические миры, тематика войны и мобильное оружие (англ. mobile weapons) – огромные боевые роботы всевозможных моделей.

Самый ранний из аниме-сериалов – Mobile Suit Gundam (1979-80 гг.), также известный как «Первый Гандам» – оказал сильное влияние на более поздние аниме, в частности, породив поджанр Real Robot (яп. リアルロボット риаруроботто, «реалистичные роботы»).

Фото polygon.com.
Фото polygon.com.

Это культурное явление поддерживает министерство культуры Японии. О популярности говорит и то, что огромные, способные двигаться по заданной программе статуи устанавливают у торгово-развлекательных центров.

Фигура у Diver City Tokyo Plaza на острове Одайба в Токио. Фото appetiteforjapan.com.
Фигура у Diver City Tokyo Plaza на острове Одайба в Токио. Фото appetiteforjapan.com.

В 2022 году компания Bandai Namco Holdings объявила, что потратит 15 млрд иен ($130 млн) на создание метавселенной Gundam. Франшиза впервые заработала 101,7 млрд иен ($783 млн) за финансовый год. Фильмы и сериалы всех мастей, мультипликация, комиксы манга, игрушки и видеоигры для ценителей этой вымышленной вселенной выпускаются с 1979 года безостановочно.

Чудовища из кино стали реальностью. У японских рабочих свой неповторимый стиль спецодежды. Сегодня мы расскажем, как японская сказка стала былью.-4

Среди временных рамок франшизы Gundam существует множество «стандартов красоты» гигантских роботов.

Стиль Gundam не стоит путать с «Трансформерами». Это совсем другая вселенная, со своими истоками и правилами. Трансформеры живут и действуют в собственном мире, объединяющем множество реальных и вымышленных, обитаемых и необитаемых планет.

Это футуристично, нравится детям (и взрослым, внутри которых продолжает жить ребенок), опирается на искреннюю веру в силу добра (придет «Большой робот» и все сделает по справедливости).

Гигант на железной дороге

Люди искренне верили в Gundam, поэтому он воплотился в реальности.

Управляющая сетью дорог на острове Хонсю компания West Japan в тандеме с Nippon Signal railway signal technology company внедрила передовые принципы сервисной робототехники, представив массивного робота-гуманоида в стиле Gundam для обслуживания электросетей железных дорог.

Фото japantimes.co.jp.
Фото japantimes.co.jp.

В настоящее время проводятся всесторонние полевые испытания робота для ремонта железнодорожных линий электропередачи в стесненных условиях, где нет возможности развернуться строительно-подъемным машинам. Робот изначально предназначен для выполнения потенциально опасных, но рутинных работ по техническому обслуживанию, таких как проверка надежности крепления конструкций над вагонами поездов и специальные монтажные работы для прокладки проводов электрооборудования.

Механоид с гигантским бочкообразным торсом и подвижными руками-манипуляторами способен поднимать вес до 88 фунтов (40 кг) на высоту до 32 футов (9,75 метров).

Торс установлен на выдвижной стреле, заимствованной у гидравлического крана. Вся конструкция опирается на железнодорожную платформу, которая может передвигаться по рельсам в составе ремонтного поезда. Дополнительные выносные опоры позволяют стабилизировать платформу перед началом работы.

Титанические размеры – не единственная удивительная характеристика.

Чудовища из кино стали реальностью. У японских рабочих свой неповторимый стиль спецодежды. Сегодня мы расскажем, как японская сказка стала былью.-6

Гигантом управляет человек в AR очках (с технологией дополненной реальности), связанных с камерами машинного зрения робота.

Пилот заставляет робота поворачивать голову и принимает информацию с его камер. Руки машины управляются двумя рычагами. Если внешняя сила препятствует перемещению рук робота, это сопротивление будет адекватно передано в органы управления оператора (обеспечивается понятная обратная связь). В этом отличие от экзоскелета, хотя технологии очень похожи.

Чудовища из кино стали реальностью. У японских рабочих свой неповторимый стиль спецодежды. Сегодня мы расскажем, как японская сказка стала былью.-7

«Голова» робота-ремонтника отсылает к персонажу студии Pixar Wall-E. Она повторяет движения пилота, указываюшего, куда смотреть и что делать.

Видео демонстрирует, как робот поднимает и устанавливает на место несколько крупных компонентов, а также монтирует подвесные конструкции.

Видео.

Image credits West Japan Railway Company via Twitter.
Image credits West Japan Railway Company via Twitter.

Чудовища из кино стали реальностью. У японских рабочих свой неповторимый стиль спецодежды. Сегодня мы расскажем, как японская сказка стала былью.-9

Механические «руки»-манипуляторы робота демонстрируют высокую ловкость для конструкций подобного размера.

Gundam способен размножаться

На данный момент этот робот является действующим прототипом, проходящим испытания для оценки возможностей и оптимизации алгоритма выполняемых работ. Предполагается, что вопрос серийного производства будет рассмотрен до 2024 года.

Это огромный скачок для индустрии сервисных роботов. Речь идет о действиях  на железнодорожных путях, способных, например, восстановить скорость нарушенного движения в случае аварии или чрезвычайной ситуации. В будущем компания хочет увеличить механизацию и для других задач, таких как работы по техническому обслуживанию в труднодоступных или опасных местах, включая скалы, склоны или участки вблизи мощных электрических кабелей. Цель – сократить количество персонала, работающего в таких условиях, на 30% (Япония испытывает дефицит рабочей силы).

Хотя робот был создан для нужд железнодорожной отрасли, нет никаких сомнений, что при запуске серийного производства его сфера применения расширится. Он пригодится для обслуживания транспортных, инфраструктурных объектов, проведения работ в условиях, куда нежелателен вход людей (например, для обслуживания больших емкостей, помещений). Выгоды просты и понятны – безопасность и увеличение производительности.