Найти в Дзене

Часть третья. О героях 813 ИАП

Часть третья. О ЛЕТЧИКЕ ЗУБЧЕНКЕ И МЕХАНИКЕ ФЕДУЛОВЕ

Встреча ветеранов (из личного архива Заболотских А.В.)
Встреча ветеранов (из личного архива Заболотских А.В.)

В 1942 году я служил и дружил с механиком Гавриилом Федуловым из Люберец. После войны я раза два ездил к его матери Александре Михайловне в Томилино. Она очень хорошо меня принимала и мы имели долгие беседы.

Станция Томилино (из свободного доступа)
Станция Томилино (из свободного доступа)

И уже спустя годы, 8 марта 1972 г. после долгих поисков я нашел новое место жительства А.М. Федуловой. Война ее сильно состарила, но она узнала меня и рассказала, что сын Гаврюша живет в Москве, можно с ним переговорить сейчас же по телефону (рядом с ней жил и второй ее сын). Я позвонил Г. Федулову, представился ему, он очень обрадовался моему звонку.

фото из свободного источника
фото из свободного источника

Договорились о встрече в тресте "Центроэнергомонтаж", где Г. Федулов работал начальником отдела по монтажу атомных станций за границей. На второй день мы встретились, собралось очень много сотрудников Гавриила Ивановича, обнявшись стояли, и ни о чем не могли говорить.

из личного архива Заболотских А.В.
из личного архива Заболотских А.В.

Вечером на квартире Гавриила Ивановича шел задушевный разговор о судьбе однополчан. Он сообщил мне, что однополчане ежегодно собираются в Москве, Н.А. Пинцевич и О.Г. Аракелов организуют их встречи .

из личного архива Заболотских А.В.
из личного архива Заболотских А.В.

9 мая 1972 года после долгих лет разлуки я вновь встретился о боевыми друзьями и товарищами. Радости было очень много.

Без преувеличения могу оказать, что встречи с однополчанами, с нашей юностью, придают мне силу, энергию для новых больших дел, хочется жить и творить добрые дела.

из личного архива Заболотских А.В.
из личного архива Заболотских А.В.

В начале августа 1943 года наш полк должен был перелететь на новый аэродром, который находился в 6-10 км. от линии фронта.

Первым на аэродром полетел командир полка майор Шевченко, но при посадке самолет потерпел аварию - скапотировал. Майор Шевченко прилетел обратно на самолете ПО-2 и приказал мл. лей­тенанту Зубченку В.П. отвезти на новый аэродром механика Г. Федулова, который должен был заняться ремонтом самолета Ла-5.

У знамени полка (из личного архива Заболотских А.В.)
У знамени полка (из личного архива Заболотских А.В.)

На войне всякое случалось. Случилось так, что ПО-2 не вернулся на свой аэродром, все сочли, что самолет был сбит вражеским истребителем.

Друзья однополчане с московскими школьниками (из архива Заболотских А.В.)
Друзья однополчане с московскими школьниками (из архива Заболотских А.В.)

А случилось вот что.

Летчик Зубченок Владимир Павлович
Летчик Зубченок Владимир Павлович

Молодой летчик мл. лейтенант Зубченок В.П. летел без карты, немного удалился от аэродрома и оказался за линией фронта. Немецкая зенитная артиллерия открыла по нашему самолету яростный огонь и подбила его, само­лет стал падать на делянку вырубленного леса. Из бака самолета лился бензин, обливая с ног до головы летчика и механика. Само­лет при посадке сильно побился, осталась целой кабина и часть фюзеляжа. Выпрыгнув из самолета, Зубченок и Федулов оказались в кольце врагов, они попали в плен.

Из личного архива Заболотских А.В.
Из личного архива Заболотских А.В.

На машине их привезли в районный центр Шумячи Смоленской обл. Федулова завели в один дом, а Зубченка увезли в другой, где был учинен допрос. Когда их везли в автомашине, они догово­рились между собой, что будут называть свою часть не истреби­тельным полком, а легкобомбардировочным, т.к. сбиты они на самолете ПО-2.

Г. Федулов мне рассказал, что его допрашивал немецкий офицер на чистом русском языке, который хорошо знает все стан­ции от Раменского до Москвы.

Встреча ветеранов (Анатолий Владимирович четвертый слева в первом ряду)
Встреча ветеранов (Анатолий Владимирович четвертый слева в первом ряду)

После допроса Г. Федулову разрешили выйти из дома и сесть около ворот. В доме началось гулянье, немцы заиграли на губной гармошке, запели песни и "забыли" о Федулове. Под вечер Г. Фе­дулов убежал от этого дома в лес и скрылся там, более двух суток пробирался в нашу сторону. На третьи сутки он вышел из леса и пошел в деревушку (Храпелево), решил, что здесь его покормят и помогут перебраться через линию фронта.

Дойдя до моста через маленькую речушку, его поймал здоро­вый мужчина, который привел его в деревню, а затем на немецкой машине был отправлен в г. Рославль, это был полицай (звали его Николай).

Через несколько дней Федулов был перевезен в лагерь для военнопленных наших летчиков около Смоленска. Там он снова встретился с В.П. Зубченком.

г. Грозный 80 годы (из свободного источника)
г. Грозный 80 годы (из свободного источника)

Мне в 1984 г. удалось разыскать Владимира Павловича Зубченка. Он живет в г. Грозном. В своем письме он пишет, что в летном лагере под Смоленском он увидел трех знакомых по Люберцам летчиков: очень обгорелого комэска Митенкова, ст. летчика Никанорова и летчика Говорова. Запомнился ему особенно Митенков, который и там учил наших молодых людей мужеству и ненависти к врагу.

22.08.43 г. военнопленных - 60 человек погрузили в четыре вагона (теплушки) по 15 человек. Экипажи разделили, Федулов оказался в другом вагоне.

Встреча ветеранов 813 ИАП, автор второй справа (из личного архива Заболотских А.В.)
Встреча ветеранов 813 ИАП, автор второй справа (из личного архива Заболотских А.В.)

В последнем вагоне оказались смелые ребята, они 23.08.43 г. хорошо организовавшись, набросились на немецкую охрану (8 чело­век, вооруженные 7 винтовками и пистолетами).Короткая схватка и наши военнопленные прыгают из вагона, а 25.08.43 г. они были уже у партизан. Зубченок и еще 4 товарища были определены бой­цами в партизанский отряд им. Кутузова, остальные попали в другие отряды, объединенные в партизанскую бригаду "За Советскую Бело­руссию".

Партизаны Белоруссии (их свободного доступа)
Партизаны Белоруссии (их свободного доступа)

самолет С-47 Скайтрейн (фото из свободного источника)
самолет С-47 Скайтрейн (фото из свободного источника)

24 мая 1944 г. летчиков на самолете С-47 Скайтрейн перебросили с партизанского аэродрома на "Большую землю".

После спецпроверки Зубченок В.П. переучивается на Лa-7, но на фронт его не отпускают, он становится инструктором, обучает молодых летчиков.

Затем В.П. Зубченок назначается ст. летчиком, а после войны освоил и летал на реактивных самолетах ЯК-17, Як-23, МиГ—15, МиГ-17, МиГ-19, стал летчиком I класса, хорошим командиром и отличным штурманом, последние 9 лет службы был штурманом полка.

Заболотских А.В. с супругой на встрече (справа третий-четвертая)
Заболотских А.В. с супругой на встрече (справа третий-четвертая)

В 1964 г. в чине подполковника по состоянию здоровья уволен из Советской Армии. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «3а отвагу" и "За боевые заслуги" и другими наградами.

из личного архива Заболотских А.В.
из личного архива Заболотских А.В.

Зубченок В.П. с 1953 г. член КПСС, много лет возглавлял партийную организацию Министерства пищевой промышленности.

В.П. Зубченок - хороший семьянин, вместе с женой вырастили двоих дочерей, которые получили высшее образование и трудятся на важных участках народного хозяйства.

А как сложилась судьба Г. Федулова?

В составе группы военнопленных его увезли в лагерь на север Германии, в район города Миров.

Мост, соединяющий Замковый остров Мирова с Островом Любви (Германия)
Мост, соединяющий Замковый остров Мирова с Островом Любви (Германия)

С приближением наших войск 20.04.45 г., военнопленные из лагеря разбежались. Г. Федулов и еще 5 человек военнопленных попали в 110-й гвардейский стрелковый полк, где он служил до декабря 1945 года.

А затем Г. Федулов демобилизовался из Советской Армии и приехал в Томилино.

В 1947 г. Г. Федулов поступил в Московский энергетический институт, окончил его. Работал на монтаже электрооборудования на Горьковской ГЭС, более 3-х лет был в командировке в Индии. Участвовал в строительстве атомной станции в Финляндии, послед­ние годы перед выходом на пенсию работал в Чехословакии.

Фото из личного архива Заболотских А.В.
Фото из личного архива Заболотских А.В.

В жизни однополчан Зубченка В.П. и Федулова Г.И. были трудные времена, но они мужественно все перенесли, не сломались, выстояли, их по праву можно назвать настоящими советскими патриотами Родины.

БЕССТРАШНЫЙ СОКОЛ

из личного фотоархива Заболотских А.В.
из личного фотоархива Заболотских А.В.

Много прекрасных жизней унесла война. В годов­щину Победы мы вспоминаем тех, кто не вернулся.

из личного фотоархива Заболотских А.В.
из личного фотоархива Заболотских А.В.

Я хочу рас­сказать о человеке, который остался для меня примером мужества, отваги, человеческой красоты, командире эскадрильи 813-го истребительного авиаполка Федоре Васильевиче Митрофанове. Он прибыл к нам уже будучи Героем Советского Союза, имея за плечами 250 боевых вылетов, 10 лично сбитых самолетов противника.

Из архива Заболотских А.В.
Из архива Заболотских А.В.

В воздухе опытнейший летчик и командир, на земле - забот­ливый наставник молодых летчиков, требовательный и справедли­вый начальник, отзывчивый товарищ, майор Митрофанов многим помог стать настоящими воздушными бойцами, в боях с фашистскими самолетами они совершали чудеса героизма.

В небе Белоруссии и в Восточной Пруссии майор Митрофанов сбил лично 9 вражеских самолетов и один в паре.

рисунок, сделанный руками школьников для школьного музея школы 625 г. Москвы
рисунок, сделанный руками школьников для школьного музея школы 625 г. Москвы

Хорошо помню начало февраля последней военной зимы. Наш полк стоял на аэродроме под Валленштейном (ныне Ольштын, ПНР). Майор Митрофанов часто водил эскадрилью на боевое задание.

Наш бывший заместитель командира эскадрильи капитан Сенцов вспоминает, что ему не раз приходилось летать вместе с Митрофа­новым.

Меня всегда восхищала его смелость в воздушных боях - пишет Константин Васильевич. Его любимая команда: "Прикрой, атакую"- звучит до сих пор в ушах. Противника он атаковал с близкой дистанции и меткой очередью сбивал его. Последний полет с Митрофановым я выполнял 7 февраля 1945 года, за три месяца до Победы.

Была неблагоприятная погода, низкая облачность, шел мок­рый снег. Такие условия не давали возможности вести боевую работу ни нашей, ни вражеской авиации. Поэтому личный состав полагал, что вылетов не будет. Но на командный пункт поступи­ло срочное боевое задание.

фото из свободного доступа
фото из свободного доступа

Командованию стало известно, что на косе Фрише-Нерунг сосредотачиваются гитлеровские войска, боевая техника для эвакуации морем. Необходимо было уточнить достоверность этих данных. Выполнить такое задание в условиях крайне плохой погоды было нелегко.

Командир полка, Герой Советского Союза подполковник Б. М. Васильев (родом из Чувашской АССР) эту задачу приказал выполнить майору Митрофанову и мне. Мы пришли на стоянку своих "красноносых" истребителей Лa-7, продолжает К.В.Сенцов. Парой на высоте сто метров пошли на север. Прошли "коридор", пере­резанной окружной дороги группировки врага и вышли к морю.

Указ о присвоении звания Героя Советского Союза Васильеву Б.М.
Указ о присвоении звания Героя Советского Союза Васильеву Б.М.

Летели вдоль берега косы Фрише-Нерунг. Вскоре встретили первую переправу, по которой проходили гитлеровские войска и боевая техника для погрузки на корабли. Далее еще две, которые мы подвергли штурмовке. Митрофанов сообщил мне по радио, что будем выходить на береговую черту для разведки немецкого аэродрома Хайлигенбайль, откуда фашисты самолетами эвакуировались на свою территорию.

ФОТО из свободного доступа
ФОТО из свободного доступа

В районе этого аэродрома истребители были обстреляны ура­ганным огнем зенитной артиллерии. Вокруг образовалось сплошное кольцо разрывов. Самолет Федора Васильевича был подбит. Коман­дир направил машину в скопление врага. Так, героически погиб наш замечательный командир, бесстрашный сокол Федор Васильевич Митрофанов.

После освобождения этой территории на места гибели несколько раз летал Сенцов. Но начиналась весна, кругом большие разливы, вся земля изрыта разрывами бомб и снарядов, поэтому обнаружить остатки самолета не удалось.

фото из личного архива Заболотских А.В.
фото из личного архива Заболотских А.В.

Все дальше в историю уходят суровые годы Отечественной войны, но память о боевых товарищах продолжает жить в наших сердцах. Ежегодно, мы, ветераны, 813-го истребительного авиа­полка собираемся в день Победы в Москве. Минуту стоим в молчании, в эту минуту они с нами - майор Митрофанов, младший лейтенант Першин, все наши друзья, что отдали жизнь, (см. Калининградскую прав­ду за 08.05.81 г.).

из личного архива Заболотских А.В.
из личного архива Заболотских А.В.

продолжение следует....

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментарии. Будем надеяться в живых еще остались ветераны полка, которым интересно будет вспомнить боевую молодость.

Если хотите поддержать канал, вот реквизиты для перечисления средств:

4279 3806 9050 4024 Сбербанк Елисей Александрович Г… (правнук Заболотских Анатолия)

В планах посетить московскую школу 625 сделать фотообзор музея боевой славы 813 ИАП, который создал и поддерживал на протяжении всей жизни наш дед. Возможен выезд в славный город Бобруйск.