Пару-тройку десятилетий на вершине всех обсуждений стоял кейвордс – глобализация. Сегодняшняя повестка философского конгресса МГУ (старт 26 мая 2022 года https://philos.msu.ru/node/5533) заключается в рассмотрении вопросов полицентричного мира. Так что же это? Глобальная цивилизация разрушена (погибла) так и не родившись по-настоящему?
Есть ощущение, что к по-настоящему глобальной цивилизации человечество не будет готово еще слишком долго, чтобы стоило всерьез менять какие-то практичные вещи под угоду той самой цивилизации. Россия после распада СССР старательно перенимала «лучшие практики» западного мира: «слепой» капитализм, болонскую систему, потребительскую культуру, атомизацию общества, эгоцентризм и гедонизм. И это было более чем оправдано, поскольку массы хотели хорошей жизни, лучшего мира. Но видимо, социокультурный и исторический контексты настолько отличны, что просто перенять эти практики для реализации хорошей жизни в России не достаточно.
Полицентричность мира означает, что у России снова появилась возможность выбрать свой путь развития, перестав быть ресурсным придатком Америки и стран ЕС. Но россияне должны для себя очень прочно определиться, к чему они стремятся, победит ли эгоистическое мышление, привитое глобализацией? Готовы ли к реальному свободомыслию и свободословию не собаки, несущейся на запах свежевыкинутой из чьего-то бульона кости, а человека – творца и исследователя, у которого в сердце теплится высшая цель, который способен в творениях своих быть подобен Богу – думать о благе иных.
Расцвет глобальной цивилизации возможен, по моему мнению, в том, случае, если в обществе наберется «критическая масса» людей, которые будут думать по-человечески, экосистемно, если позволите использовать этот ныне распространенный термин, в который лично я вслед за рядом ведущих исследователей современности, таких как П. Лушка, вкладываю суть противопоставления мышлению эгоистическому. Такой тип мышления позволит перейти от поглощения культурных кодов к их слиянию и построению новых – глобальных.
Другим значимым аспектом является изменение приоритетов и ценностных ориентиров от сугубо инстинктивных, имеющих в качестве наиболее значимого аспекта индивидуальное наслаждение, к истинно человеческим, когда главной целью жизни является любовь как единение с миром, определение личного смысла жизни как создание блага для всего человечества, причинение пользы окружающим.
Есть ощущение, что справедливым является подчеркнуть некое разрушение морально-нравственных принципов, которые сдерживали общество потребителей от повсеместного распространения.
Формирование мышления и морально-нравственных ориентиров не ограничивается индивидуально семьей, как это признавалось при формировании нескольких последних поколений, и не должно им ограничиваться, поскольку ячейка общества – семья – также как и индивид будут стремиться к индивидуальному благу, если в обществе распространены идеи потребительства. Рыночной системе выгодно, если в обществе культивируются идеи и принципы личного блага, это приводит к формированию идеальных потребителей, готовых поскупиться всем или почти всем ради удовлетворения своих нужд, не задумывающихся о смысле происходящего.
Являясь благом для каждого, смыслы не могут формироваться массами, этот процесс сложен и болезнен, массы будут его избегать, принимая то, что просто даровано им кем-то. Есть лишь сравнительно немногие, кто готов пойти на лишения и боль ради глубокой рефлексии и проработки смыслов и ценностей. Лишь немногие готовы к нравственности, массы же могут быть скорее моральными.
В связи с указанным образование как процесс изменения не только интеллектуального, но и морального облика социума должен восприниматься не функционально, как то трактуется в современном обществе…