Сегодня поговорим о сновидческих пейзажах, таинственных существах и о новаторской жизни Леоноры Каррингтон - забытой британо-мексиканской художницы-сюрреалистки.
На протяжении своей яркой 94-летней жизни Леонора Каррингтон была связана с движением сюрреалистов. Они никогда не переставала расширять границы искусства, пола, духовности и собственного воображения. Хотя сегодня многие и не слышали ее имени, Леонора Каррингтон была мощной силой внутри и за пределами знаменитого художественного движения.
Леонора Каррингтон восстала против традиционного воспитания
Вскоре после рождения в привилегированной английской семье в Ланкашире она начала бунтовать против чопорной культуры и общественных ожиданий, предписанных молодым женщинам её уровня. В подростковом возрасте Каррингтон была исключена из двух частных школ, поскольку ей было интереснее изучать фантазии, чем участвовать в балах и религиозных мероприятиях.
Ранняя любовь художницы-сюрреалистки к английским писателям, таким как Льюис Кэрролл и Беатрикс Поттер, которые писали фантастические сказки о животных, повлияла на всю её жизнь. Эти интересы проложили ей путь к открытию сюрреализма, несмотря на всё неодобрение семьи и общества.
Леонора Каррингтон и сюрреализм
Сюрреализм - это авангардное направление искусства, которое развивалось параллельно с теориями психоанализа Зигмунда Фрейда в период между Первой и Второй мировых войн. Художники-сюрреалисты исследовали бессознательное, что приводило к созданию выразительных, сновидческих, а иногда и тревожных образов. В возрасте 19 лет Леонора Каррингтон посетила первую Международную выставку сюрреалистов в Лондоне, где была очарована этим искусством и идеологией нового движения. Каррингтон особенно понравились работы художника-сюрреалиста Макса Эрнста, и ее привлекла его знаменитая картина 1924 года "Двум детям угрожает соловей".
Вскоре у Каррингтон завязались романтические отношения с Эрнстом, и она отправилась в Париж с 46-летним художником, что заставило ее семью отречься от нее. В Париже она провела время в кругу друзей Эрнста - сюрреалистов, но не была полностью принята их движением. Это было частой проблемой для женщин-художниц в то время. Ее отношения с Эрнстом закончились через несколько лет.
Женщины художники-сюрреалисты
Хотя Леонора Каррингтон и другие женщины-художницы приняли многие постулаты сюрреализма, как художественное движение он не предоставил женщинам-художницам достаточного пространства для того, чтобы быть равными своим коллегам-мужчинам. Поскольку мужчины были склонны поддерживать идеи Фрейда о женщинах и их предполагаемой неполноценности, женщины в кругах сюрреалистов боролись за то, чтобы их воспринимали не только как муз для художников-мужчин. Как и в детстве, Каррингтон восставала против этих ограничивающих ожиданий и говорила: "У меня не было времени быть чьей-то музой. Я была слишком осторожна, бунтуя против своей семьи и учась быть художником". Каррингтон чувствовала в себе силы утверждать свою индивидуальную женственность и сексуальность через собственные работы, а не через работы художника-мужчины.
Хотя она тяготела к сюрреализму на протяжении всей своей карьеры, она взаимодействовала с этим художественным движением и его участниками на своих собственных условиях - как из-за своего пола, так и из-за своей непоколебимой индивидуальности художника. В отличие от многих сюрреалистов, Каррингтон не придерживалась в своих работах трудов Фрейда. Вместо этого она больше сосредоточилась на изучении собственной биографии, включая личную интерпретацию снов, духовность, сексуальность, а также растущий интерес к алхимии и магическому реализму.
Помимо использования принципов сюрреализма, Каррингтон также продолжала опираться на английские сказки, которыми наслаждалась в детстве, и исследовать глубины собственного воображения. Ее искусство было пропитано теориями бессознательного разума, которые были вездесущи в начале 20-го века, но она также разработала свое собственное понимание этих идей и то, как их выражать.
Воображаемая иконография Леоноры Каррингтон
Странные существа населяют полотна Каррингтон - от грозных минотавров до миниатюрных собак, от могущественных богинь до священных детей. Каррингтон использовала мелкие мазки кисти для тщательного наложения слоев краски, что способствовало богатому уровню детализации, необходимому для воплощения ее увлекательных, символических концепций.
Как и многие художники-сюрреалисты, Каррингтон вдохновлялась работами нидерландского художника XV века Иеронима Босха, который на протяжении веков славился своими высоко детализированными, фантастическими, а иногда и макабрическими картинами, всегда до краев наполненными воображаемыми существами. Замечательная способность Босха объединять библейские, фольклорные и совершенно оригинальные сюжеты в единую динамичную композицию не могла не восхитить Каррингтон, которая часто пыталась повторить его подвиг в своих работах.
Каррингтон оттачивала свой индивидуальный сюрреалистический стиль живописи, сочетая увлечение неконфессиональной духовностью, сюрреализмом и психоанализом с интересом к магическому реализму. Жанр магического реализма зародился в немецкой литературе в 1920-х годах и стремился творчески размыть грань между реальностью и фантазией. Каррингтон исследовала потенциал магического реализма в своих собственных работах, добавляя фантастические элементы и кошмарных существ в обычные ситуации и реалистичные пейзажи.
Переезд из Европы в Мексику
В 1940-х годах, на фоне нарастающей нацистской проблемы в Европе, Леонора Каррингтон переехала в Мехико после ряда проблем с психическим здоровьем. Социальный климат Мексики оказался более благоприятным для художницы и оживил её творчество. Там она рисовала, ваяла и публиковала книги. Она стала чем-то вроде знаменитости и в 1947 году была единственной англичанкой, приглашенной для участия в международной выставке сюрреалистов в Нью-Йорке.
Жизнь в Мксике открыла для Каррингтон множество новых идей, увлечений и практик. Она изучала труды древних майя, в том числе "Пополь Вух", священный текст о народе к'иче, который разжег в ней страсть к мифологии и алхимии. Она также занялась кулинарией, почувствовав вдохновение от целительной силы которое она увидела в традиционной мексиканской кухне и блюдах. В 1950-х и 60-х годах Каррингтон была частью движения за освобождение женщин в Мексике.
Она счастливо прожила там же до конца своей жизни, находя общий язык с другими художниками-эмигрантами, за одного из которых она вышла замуж. Вместе со своим мужем, венгерским фотографом Эмерико "Чики" Вайшем, Каррингтон родила двоих детей - Габриэля, который вырос поэтом, и Пабло, который пошел по стопам матери и стал художником-сюрреалистом.
Дальнейшая жизнь и наследие Леоноры Каррингтон
Новаторская деятельность Леоноры Каррингтон как художника-сюрреалиста охватывает восемь десятилетий и два континента. В 2005 году одна из работ Каррингтон была продана на аукционе Christie's за 713 000 долларов, установив рекорд самой высокой цены, заплаченной на аукционе за живого художника-сюрреалиста. Несмотря на это, во многих дискуссиях о современном и новейшем искусстве в западном мире часто не упоминается огромное влияние Каррингтон на траекторию развития сюрреализма в Европе и Мексике.
Даже после ее смерти работы и идеи Каррингтон продолжают находить отклик и расширять свое влияние. Она стала предметом ретроспектив в крупнейших музеях. В 2018 году, благодаря пожертвованиям сына Каррингтон Пабло Вайса Каррингтона, Музей Леоноры Каррингтон открыл два помещения в Мексике, где можно ознакомиться с коллекцией произведений искусства и личных вещей художницы-сюрреалиста.
***
Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, подписывайтесь и ставьте лайк, это очень мотивирует меня делать новые статьи. А если хотите поддержать канал финансово, воспользуйтесь формой ниже:
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство