Вчера на канале "Библио Графия" вышла статья "Две печальные библиофильские истории, или Никогда никому не доверяйте"
Автором статьи является Игорь Охлопков - библиограф, библиофил, коллекционер, автор канала «Библиотека для чтения».
И сегодня продолжим тему коллекционирования и историй, с ним связанным. Передаю слово Игорю.
Примечание первое, финансовое. События, описанные в статье, происходили в разные годы. Поэтому, для большей наглядности, цены указаны в долларах.
В конце 90-х я купил у известного коллекционера первые книги Лермонтова («Герой нашего времени», 1840) и Пушкина («Руслан и Людмила», 1820).
За обе книги я заплатил 3 000 долларов, что по тем временам казалось сумасшествием. В 2014-2016 годах на торгах Аукционного дома «Литфонд» аналогичные экземпляры были проданы за 220 000 долларов (120 000 и 100 000 соответственно).
Настоящие примеры совсем не означают, что нужно бежать в магазин, закупать любые книги и ждать, когда они вырастут в цене. Любые не вырастут. Коллекционирование книг является, безусловно, творческим и интеллектуальным процессом, для которого знание библиографии и истории книги играет важнейшую роль. Незнание или потеря «формы» приводит к ошибкам и неудачам, зачастую очень обидным.
Примечание второе, связанное с этикой. Существует превратное мнение о том, что коллекционеры это такие «жуки», которые пользуются незнанием народа, покупают у них за бесценок уникальные материалы и на этом делают большие деньги и коллекции. Это не так. В интервью «Библио Графии» я описал случай, когда купил у пожилой женщины «Военные рассказы» Толстого, которые в настоящее время стоят баснословных денег.
Следует учесть, что эта женщина пришла в букинистический магазин с предложением купить у нее эту книгу. Товаровед (безграмотный) ей отказал.
И я заплатил ей больше, чем она предлагала магазину. Другое дело отношения профессиональных коллекционеров. Здесь ошибок не прощают. Здесь каждый за себя. Побеждает сильнейший (знающий библиографию и рынок, чувствующий конъюнктуру и тенденцию). Это очень напоминает работу биржевого брокера.
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Игорь! Это Феликс Медведев. Мне твой телефон дала Лидия Васильевна (товаровед «Дома книги» на Новом Арбате).
Пожалуйста, давай встретимся!
Сказать, что я удивился, это не сказать ничего.
Информация из Википедии:
Феликс Николаевич Медведев (1941) — советский и российский журналист и писатель, коллекционер. Наиболее известен как мастер интервью: среди известных личностей, с которыми Медведев в разное время беседовал, — Михаил Горбачёв, Нина Берберова, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Чингиз Айтматов, Иосиф Бродский, Габриэль Гарсиа Маркес, Жорж Сименон, Франсуаза Саган, Курт Воннегут, Жаклин Кеннеди, Грета Гарбо, Мирей Матьё, Ив Сен-Лоран, Зинаида Шаховская, Андрей Синявский, Илья Глазунов, Эдуард Лимонов, Джуна Давиташвили, Анри Труайя, Артур Миллер, Расул Гамзатов, Екатерина Мещерская, Василий Шульгин, Эрнст Неизвестный, Александр Коржаков, Владимир Крючков, Борис Березовский, представители Императорского дома Романовых в разных странах мира; Медведеву принадлежало первое в советской печати интервью с вдовой Николая Бухарина Анной Лариной.
С Феликсом я знаком не был. Виделись на аукционах, раскланивались, но ни разу не разговаривали и «за руку не держались». Я знал, что с ним случилась беда. Он «заболел рулеткой». Заболел по настоящему. На уровне психиатрии.
Проиграл несколько миллионов долларов чужих денег. За ним охотились бандиты. Он отрастил бороду, прятался на съемной квартире, нигде не появлялся. Спас его через два года телеведущий Владимир Молчанов. В одной из своих передач «До и после полуночи» он в прямом эфире (тогда в прямом эфире допускались экспромты) рассказал о Феликсе и его проблемах. И на пейджеры программы полетели сообщения типа «Феликс! Забудь! Ты нам ничего не должен».
Мы договорились встретится в ресторане на окраине (по понятным причинам) Москвы. Я понимал, что по «Теории шести рукопожатий» я сегодня «познакомлюсь» с очень большим количеством Великих. Сели за стол. Общие слова. Феликс все время оглядывался.
Слушай, Игорь, ты все знаешь. Поэтому сразу к делу. Мне очень нужны деньги. Нет не долги отдать, а на еду. Я вот собрал пакет с несколькими прижизненными книжками поэтов Серебряного века. Возьми за штуку (тысячу долларов).
Я взял. По понятым причинам свой телефон Феликс не оставил.
Встретились мы через два года. У Феликса все хорошо. Мы много общаемся. Но это уже другая история.
Приехав домой, я развернул пакет. Хорошие книжки. И вдруг! Этого не может быть! Самая редкая, уничтоженная книга Пастернака!
Но самое интересное, что в моей коллекции эта книжка уже была!
У меня и больше ни у кого. Я позвонил своему приятелю и сказал, что буду продавать Пастернака 48 года. На следующий день об этом знала вся Москва. А вечером мне позвонил из Израиля Лазарь Флейшман, с которым я в то время не был знаком.
Информация из Википедии:
Лазарь Соломонович Флейшман (1944) — советский, израильский, американский литературовед. Исследователь творчества Бориса Пастернака, профессор Стэнфордского университета.
Игорь, я Вас умоляю, не продавайте книгу хотя бы три дня!
Через два дня Флейшман вошел в мой кабинет в сопровождении мужчины и молодой женщины. Мужчиной оказался американский миллионер (миллиардер?), владелец сталелитейных заводов Хольцман. Женщина – его переводчик. Дело в том, что Хольцман не говорил по русски (не знал ни одного слова) и собирал русскую поэзию XX века. В общем улетел Пастернак в Америку, а все потому, что Феликс «форму» потерял.
А пять месяцев назад аналогичный экземпляр на торгах Аукционного дома «Литфонд» был продан за 70 000 долларов.
Уважаемые читатели, если вам интересны мои библиофильские истории, я с удовольствием буду их публиковать на каналах «Библио Графия» и «Книжный мякиш».
А на своем канале «Библиотека для чтения» расскажу о принципах формирования коллекций, посоветую перспективные темы и самое главное, покажу и докажу, что для коллекционирования книг не нужны сумасшедшие деньги. Подберу тему по вашим интересам и с приемлемым для вас бюджетом.
Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️