Поль Сезанн – французский художник-пост импрессионист второй половины XIX в.
Живопись Сезанна прошла через невероятную трансформацию: от попыток подражать знаменитым художникам прошедших эпох, до формирования абсолютно нового подхода к живописи. Поздние работы художника отличаются живой динамикой̆ и ярким колоритом, считается, что именно они стали своеобразным мостом между классическим и современным искусством. Художники "нового поколения" зачастую цитировали элементы работ Сезанна. Матисс и Пикассо называли Сезанна отцом современной живописи. Несмотря на то, что сейчас работы художника можно найти почти во всех известных музеях мира: Лувре, Метрополитене, ГМИИ, МОМА, современные художнику критики и жюри Салона систематически отвергали его работы, не понимая их и считая недостойными публики. Но художник продолжал развивать свою технику, искать новые методы передачи формы и композиции. В попытках найти признание в ранний период творчества, Сезанн несколько раз выставлялся с импрессионистами. Особого успеха он в это время не добился, что побудило его отдалиться от импрессионизма и начать искать свой собственный способ передачи действительности, который в дальнейшем и принёс ему мировую известность.
Истоки:
Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе в 1839 г. Его отец был состоявшимся банкиром, построившим свой бизнес с нуля. По настоянию отца, который хотел передать сыну своё дело, Сезанн поступил в Бурбонский колледж и вполне преуспевал в научных дисциплинах. В то время рисование в средней школе и в колледже было обязательным предметом. С 1857 г. он начал посещать свободную академию рисунка. Несмотря на то, что у Сезанна было достаточно много высших наград в сфере академического университетского образования, в сфере искусств все складывалось не так гладко. Окончив колледж, Сезанн поступает на юридический факультет Университета в Эксе, не бросая уроки живописи[1].
В 1861 г. Сезанн, вдохновленный примером своего друга Эмиля Золя, с которым он познакомился во время обучения в колледже, идёт против воли отца и уезжает в Париж продолжать учиться рисованию. Отец дал Сезанну небольшое пособие на жизнь, но все ещё надеялся, что сын "одумается" и вернется обратно домой, чтобы работать в его банке. В Париже Сезанн обращается к работам старых мастеров, восхищается работами романтиков, в особенности Эженом Делакруа. Целью П. Сезанна в Париже было поступление в École des Beaux-Arts, но его не приняли, он разочаровывается в своих способностях к рисованию и возвращается домой. В Эксе он некоторое время работает в банке отца, но продолжает заниматься в École des Beaux-Arts in Aix.[2] В 1862 г. Сезанн возвращается в Париж, в этот раз задерживается там уже на 1,5 года. В это время он посещает мастерскую Сюиса, где знакомится с Клодом Моне, Камилем Писсаро, Огюстом Ренуаром. В этот период его заинтересовали революционные работы Густава Курбе. Несмотря на то, что в этот раз дела складываются для художника удачнее, он все равно не чувствует себя комфортно в Париже. На протяжении всей жизни, где бы он ни был, он всегда возвращается обратно в Экс, чтобы работать в тишине и покое, вдали от людей.
Романтический или барочный период:
Работы Сезанна 60х годов часто называют романтическими или барочными.[3] В ранний период художник при написании полотен в основном использует темные цвета, толстый слой краски. Темы работ, как правило, достаточно жестокого характера, сюжеты придуманы, что делает ранние работы абсолютно не похожими на его поздние работы. В этот период художник часто работал не кистями, а мастихином. Несмотря на то, что его работы получали поддержку от художников круга импрессионистов, Салоном они ежегодно отвергались, а у критиков вызывали негодование.[4]
В этот период, в 1865 году написан "Натюрморт с хлебом и яйцами". Картина напоминает натюрморты голландских мастеров 17 в., которые Сезанн скорее всего видел, посещая Лувр. Темный фон, белая драпировка, стеклянный бокал. В отличие от старых мастеров, Сезанн не уделает большого внимания точности живописной передачи предметов. Его явно заботит сама композиция. Предметы проработаны очень толстыми слоями краски и ощущаются достаточно тяжело. Натюрморт "Сахарница, Груши и синяя кружка" 1866г. построен на тех же самых принципах, мазки ощущаются еще более тяжелыми, и создается впечатление своеобразной "лепки" предметов, груши выглядят почти пластилиновыми.
Импрессионистский период:
В 1872 году Сезанн переезжает в Понтгауз, где проводит два года за работой с Камилем Писсаро.[5] В этот период Сезанн начинает писать с натуры и осознаёт, что это единственный верный для него путь, поэтому данный период его творчества часто называют импрессионистским. Тесная работа с Писсарро на пленэре, новая убежденность художника в исключительной правильности написания картин лишь с натуры вытесняет из живописи Сезанна романтические и религиозные сюжеты. Кроме того, под влиянием Писсарро, темная цветовая гамма его палитры постепенно уступает место более свежим и ярким цветам, что можно наблюдать в натюрморте "Зеленые яблоки" 1873 г.
В этой картине любовь Сезанна к темным цветам прослеживается разве что в контурах изображенных яблок и достаточно темных тенях.. Импрессионисты не использовали явных контуров, в работах Сезанна контуры встречаются достаточно часто. Сравнивая проработку теней в данном натюрморте с натюрмортом Моне "Персики" 1883 г., можно отметить, насколько мягки тени Моне и насколько более тяжелыми они ощущаются у Сезанна. Помимо этого, Сезанн уделяет больше внимания предметам, их композиционной постановке, а у импрессионистов очевиден акцент на общее восприятие композиции, формы и света.
Первый небольшой успех:
В 1874г. Сезанн решает принять участие в первой выставке «Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и гравёров», организованной постоянно отвергаемыми Салоном художниками. На этой выставке Сезанна ждет первый небольшой успех. Его работу "Дом повешенного" покупают за 300 франков. Именно эта выставка вдохновила журналиста Луи Лероя впервые назвать малоизвестных на тот момент молодых художников импрессионистами. Но уже к 1877г. Сезанн начинает постепенно отходить от общения с импрессионистами и все больше начинает работать обособленно.
В работах Сезанна 1870-х годов заметно влияние импрессионизма, (Дом повешенного), (Портрет Виктора Шоке), в этих работах художник писал прямо с натуры, использовал короткие, насыщенные мазки, характерные для К. Моне, К. Писсаро и О. Ренуара. А в картине "Буфет" 1877г. уже прослеживается зарождение своеобразной сезанновской манеры: игра холодными и темными тонами для построения глубины пространства, предметы, написанные как будто с разных ракурсов, не сходящийся на заднем плане стол, белая драпировка, часто закрывающая части предметов или предполагаемый "разлом" в поверхности стола и, конечно же, излюбленные художником контуры. Обведены линией абсолютно все предметы в натюрморте: фрукты, бутылка, драпировка, бокал, сервиз на полочке. В этом натюрморте ясно виден интерес Сезанна к композиционным исканиям, его мало заботит достоверность передачи текстур предметов, а больше занимает возможность изображения предметов с различных ракурсов, под разными углами зрения. Так, верхний слой печенья лежит на тарелке явно под бóльшим углом, чем нижний, бутылка с вином наклоняется влево от стакана.
Неким апофеозом художественных исканий художника становится "Натюрморт с корзинкой" 1888 г. В этой картине черты, присущие сезанновской манере, доведены до максимума. Пространство комнаты искажено. Правая и левая стороны стола изображены с абсолютно разных ракурсов: правая изображена так, как будто стол находится относительно близко к уровню глаз, а левая так, как будто мы смотрим на него сверху. Все элементы наклонены в разные стороны относительно друг друга и уровня стола, а корзина с фруктами и вовсе как будто парит в воздухе.
Сезанн говорил: «Писать — не значит рабски копировать объект, это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, перевести их в свою собственную гамму...». Данное высказывание художника прекрасно отражает его отношение и к ракурсам, и к форме. Также, важно отметить, что с каждым годом слой краски на картинах художника становится тоньше и тоньше, в работах второй половины 80-х гг. мы не увидим тех "пластилиновых" мазков, что в работах 60-х гг.
Признание художника:
80-е годы стали временем постепенного признания творчества художника более широким кругом лиц. В 1882 г. работа Сезанна наконец оказалась на Салоне, её выставил один из членов жюри, минуя остальной совет. Но большой успех к нему придет только в 90-х годах, когда его работами заинтересуются художники нового поколения и арт-дилеры.
В конце 80-х - начале 90-х гг. Сезанн продолжает развивать свою технику. В картине "Яблоки и груши" 1888 г. прослеживаются все черты сезанновских натюрмортов.
"Натюрморт с кувшином и фруктами" 1889г является продолжателем тенденции скатывающихся со стола предметов. Данное полотно, вероятнее всего, не было завершено, что было не редкостью для художника. Сезанн часто бросал работы на полпути, будучи недовольным результатом, иногда возвращаясь к ним через некоторое время, иногда и вовсе разрывая их.[6]
Развивая свой метод на протяжении всей своей жизни Сезанн оказал влияние на целое поколение художников, показав им, что проводить эксперименты над живописью нужно и важно. Сезанн считал, что сюжет картины сначала нужно "прочитать", понять его суть и только после "реализовать" эту суть на холсте через формы и их пространственные отношения.
Творческий путь Сезанна - тернистая дорога постоянных разочарований в себе и своем таланте, но несмотря ни на что настойчивости и веры в грядущее признание, которое, как и к большинству гениев, пришло к нему в полной мере только после его смерти.
Автор статьи: Дмитриева Наталья
[1] Поль Сезанн/[сост.А.А.Бобкова]. – М. : РИПОЛ классик, 2014. – С 9
[2] А. Воллар "Сезанн" –– Ленинградский Областной Союз Советских художников, 1994. – С 26
[3] Поль Сезанн/[сост.А.А.Бобкова]. – М. : РИПОЛ классик, 2014. – С 16
[4] Поль Сезанн/[сост.А.А.Бобкова]. – М. : РИПОЛ классик, 2014. – стр 20
[5] Поль Сезанн/[сост.А.А.Бобкова]. – М. : РИПОЛ классик, 2014. – стр 20
[6] А. Воллар "Сезанн" –– Ленинградский Областной Союз Советских художников, 1994. – С 25