Найти в Дзене
Психопедагогика

Жизнь слепоглухонемой в СССР: трагедия, преодоление, триумф

В 80-е ее фамилию знали все, кто работал с дефективными детьми (именно так это тогда называлось), а еще раньше, в 70-х - абсолютно все советские школьники. Сейчас подвиг ее жизни забылся, несмотря на то, что он до сих пор не знает равных себе. Мы надеемся, что ее история тронет Ваши сердца и даст пищу для ума. Ольга Ивановна Скороходова родилась в 1914 (по другим данным - в 1911) году в бедной семье. Отец девочки ушел на войну, с которой так и не вернулся, а мать работала до изнеможения на богатых людей. В возрасте 5 (или 8) лет девочка заболела. Что это была за болезнь – до сих пор доподлинно неизвестно, вероятно, менингит. В последующем Ольга Ивановна вспоминала, что болела долго, с сильным жаром. Конечно, квалифицированной медицинской помощи она не получила. "Помню, однажды, когда я пришла в сознание, мать начала поить меня чаем с абрикосовым вареньем. Мне казалось, что я очень слаба, не хочу открывать глаза и поэтому ничего не вижу. Мать, которая все время ухаживала за мной (..)
Оглавление

В 80-е ее фамилию знали все, кто работал с дефективными детьми (именно так это тогда называлось), а еще раньше, в 70-х - абсолютно все советские школьники. Сейчас подвиг ее жизни забылся, несмотря на то, что он до сих пор не знает равных себе. Мы надеемся, что ее история тронет Ваши сердца и даст пищу для ума.

Ольга Ивановна Скороходова родилась в 1914 (по другим данным - в 1911) году в бедной семье. Отец девочки ушел на войну, с которой так и не вернулся, а мать работала до изнеможения на богатых людей. В возрасте 5 (или 8) лет девочка заболела. Что это была за болезнь – до сих пор доподлинно неизвестно, вероятно, менингит. В последующем Ольга Ивановна вспоминала, что болела долго, с сильным жаром. Конечно, квалифицированной медицинской помощи она не получила.

"Помню, однажды, когда я пришла в сознание, мать начала поить меня чаем с абрикосовым вареньем. Мне казалось, что я очень слаба, не хочу открывать глаза и поэтому ничего не вижу. Мать, которая все время ухаживала за мной (..) я узнавала по прикосновениям, не открывая глаз. Но на этот раз мне захотелось глазами увидеть, где стоит варенье и какого оно цвета. Я открыла глаза,— так мне казалось, но не увидела, где стоит варенье, в чем оно и какого оно цвета…"
* здесь и далее - цитаты из книги О.И. Скороходовой "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир"- М.: Педагогика, 1972.

После выздоровления стало ясно: Оля ослепла и почти полностью оглохла. В те времена это был приговор.

В стране шла Гражданская война, голод уносил и взрослых, и детей. Мама Ольги продолжала работать от рассвета до заката, пока ее слепая дочь проводила время в одиночестве, в доме или в саду. Вскоре женщина сама заболела и слегла.

"Мне очень тяжело описывать этот период моей жизни. Я думала о том, чтобы кто-нибудь взял меня к себе, потому что мне — слепой и почти глухой слабой девочке — ухаживать за больной матерью было не под силу."

Их обеих ждала голодная смерть, но по счастливой случайности девочку забрала к себе сердобольная тетка. Через несколько дней после этого мать Оли умерла.

Некоторое время девочка жила в различных семьях родственников, пока один из них не отвез ее в Школу слепых.

"Попав в школу, я через некоторое время поняла, что там все учащиеся — слепые. На меня часто кто-нибудь натыкался, меня осматривали руками, спрашивали что-то. Я дичилась, много плакала и стремилась к зрячим людям".

Школа помогла не умереть от голода, но заниматься со слепоглухой девочкой никто не умел. За время пребывания в этой школе Ольга Ивановна потеряла остатки слуха и обрела вестибулярные нарушения. Ее шатало из стороны в сторону настолько, что она не могла ходить самостоятельно.

В 1925 году судьба проявила милость к слепоглухонемой девочке и о ней стало известно профессору И. А. Соколянскому, который только что организовал Школу-клинику слепоглухих. Ольге повезло оказаться в этой школе и именно здесь начался путь ее адаптации и реабилитации. Была восстановлена речь, изрядно нарушенная годами без общения, организовано обучение. Первоначально Ольгу научили дактильному алфавиту, а позже - обычным буквам, которые вычерчивали на ее ладони, благодаря чему круг ее общения расширился. Говорила она, контролируя свою речь прижатой к горлу рукой, а читала с помощью брайлевского шрифта.

С подачи профессора Соколянского, Ольга Скороходова начала вести глубокие наблюдения о себе и своих переживаниях. Позже они переросли в книгу, отрывки из которой мы здесь цитируем. Наблюдательность и внимательность, отличная память, умение делать выводы, сопоставлять и анализировать сыграли важную роль в судьбе Ольге Ивановны и помогли ей получить прекрасное образование и достичь научных успехов.

Ольга Ивановна Скороходова многие годы работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, получила научную степень кандидата педагогических наук. Авторству Ольги Скороходовой принадлежит множество научных и научно-популярных статей, а так же стихотворений. Ее автобиографичное творчество было переведено на несколько языков и стало широко известным во всем мире. Ольга Ивановна часто она выступала с лекциями перед студентами многих вузов своей страны, вела переписку с жителями разных стран мира.

-2

Так слепоглухонемая крестьянская девчушка из отдаленного маленького села стала всесоюзной известностью и гордостью.

Весь жизненный путь Ольги Ивановны Скороходовой является подвигом и образцом мужественности для всех нас. Наверняка ей были хорошо знакомы боль и страх, она пережила минуты усталости и отчаянья, но нигде Ольга Ивановна ничего не пишет о них. Ее жизнь - это пример принятия собственной судьбы и победы человеческого духа над обстоятельствами.

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).

Читайте еще:

-3