Сильные мира сего живут не только интересней своих подданных, но и умирают не банально. И нет, речь не идет о заговорах, отравлениях или гибели на поле боя. Просто порой смерть некоторых монархов выглядела отнюдь не так пафосно, как их жизнь.
Карл VIII и дверной косяк
Этот французский монарх унаследовал свой трон еще подростком и находился на нем полтора десятка лет, большую часть из которых страной правили регенты и министры.
И только-только полный сил Карл начал входить во вкус государственного управления, как случился странный и нелепый инцидент.
Однажды после обеда Карл вместе со своей супругой Анной Бретонской возжелал посмотреть игру в мяч. Проходя по галерее замка Амбуаз, молодой король засмотрелся по сторонам и на всем ходу ударился лбом о низкую перекладину дверного косяка. Он рухнул на пол, потеряв сознание. Впрочем, Карл быстро пришел в себя и все же почтил своим присутствием игру, хоть и жаловался придворному лекарю на головокружение.
А вот по пути обратно в свои покои Карл снова упал и потерял чувства и речь. Слуги перенесли его на кровать, откуда монарх уже больше не поднялся. 9 часов он метался между забытьем и явью, пытаясь что-то сказать окружающим. Лечение оказалось тщетным, а причиной смерти стал апоплексический удар, или говоря по-современному, инсульт.
Адольф Фредерик и 14 булочек
Шведский монарх Адольф Фредерик, правящий Швецией в XVIII веке, был добрым и кротким монархом. Его не интересовали войны и политика, любимым делом короля (кстати, он приходился дядей нашей Екатерине Великой) было изготовление табакерок. А еще Адольф очень любил вкусно поесть. Это его и сгубило.
12 февраля 1771 года монарх откушал обед из омаров, кислой капусты, кабачкового супа, шампанского, копченой сельди и десерта, состоящего из 14 марципановых булочек и теплого молока. Неизвестно что его сгубило – либо поразительная несочетаемость продуктов, либо убойная порция марципанового десерта, но 60-летнего короля прямо за обедом хватил удар. Он потерял сознание и через 3 часа скончался на руках у врача.
Один из придворных после этой смерти записал у себя в дневнике: "Кончина подобала не государю, но деревенскому попу". И не поспоришь.
Фридрих Барбаросса и речка по колено
В 1190 году прославленному германскому королю, который отличался своей воинственностью, было уже 68 лет. Но он не мог усидеть на месте. И когда римский папа объявил очередной крестовый поход против неверных, Фридрих I Барбаросса тут же собрал всю армию и выступил на Иерусалим вместе с французским и английским монархами.
Взяв несколько крепостей на пути к Святой Земле, войско короля вышло к горной реке Каликадн (сейчас это речка Гёксу на юге Турции). При помощи армянских проводников авангард войска нашел безопасный брод через бурный поток и начал переправу. Глубина реки в том месте была не более метра. Король перебирался через реку, как и подобает монарху, верхом на лошади, чтобы не замочить сияющих на солнце лат.
Они-то и сгубили Фридриха. Сначала он неловко повернулся, отчего сместился центр тяжести доспехов и король рухнул в воду. А потом тяжелые латы просто не дали ему подняться, прижав монарха ко дну. Итог – Фридрих захлебнулся в реке, глубиной по пояс взрослого человека. Где в это время были придворные, неизвестно.
Вещий Олег и змея
Об этой смерти великого князя Киевского знают все, кто учился в школе. Историки сомневаются, что князь, который нагнал страху на могущественную Византийскую империю, мог умереть по такому нелепому поводу, однако же "Повесть временных лет" говорит нам именно о несчастном случае.
Однажды волхвы, которые во времена язычества обладали огромным авторитетом, предсказали Олегу, что он примет смерть от своего коня. Князь посмеялся, однако повелел отправить сивку-бурку с глаз долой – смех смехом, а подстраховаться не мешало бы.
Вспомнил он о нем и о том предсказании лишь через 4 года. Ему сказали, что конь давным-давно умер. Из любопытства Олег решил взглянуть на останки. Его привели на место, князь поставил ногу на череп животного и обратился к свите, указывая вниз: "Его ли мне бояться?". В это время из глазницы черепа выползла змея и ужалила Олега. Могущественный киевский князь умер от отравления ядом.
Мартин I и искренний смех
Этот король правил Арагоном – государством на территории современной Испании. И правил он неплохо – присоединил к королевству Сардинию, захватил земли мавров. Только вот с наследниками королю не повезло – все они умерли во младенчестве. Поэтому династия на Мартине и прервалась. И прервалась она самым ужасным и нелепым способом.
Однажды король в своих покоях поедал гуся. В комнату вошел придворный шут и на вопрос: "где ты был, негодяй?", ответил:
«В соседнем винограднике, увидал там молодого оленя, которого подвесили за хвост — как какого-нибудь воришку инжира!»
Непонятно что нашел смешного монарх в этом ответе, но ему настолько понравилась шутка придворного шута, что Мартин отложил гуся и зашелся в продолжительном смехе. Досмеялся он до того, что подавился куском мяса, задохнулся и умер.
И опять вопрос к придворным – неужели не нашлось смелого человека, который бы похлопал короля по спине и спас будущее Арагона? Получается, нет.
Генрих II и сломанное копье
В наше время принято представлять рыцарские турниры средневековой Европы как какие-то гладиаторские бои, в которых участники бились не на жизнь, а на смерть. В действительности рыцарям кровавых битв хватало на войнах, а на турнирах они просто отводили душу, сражаясь исключительно тупым оружием.
Так было и в 1559 году, когда французский король Генрих II устроил грандиозный турнир в честь двух событий – окончания войны с Италией и свадьбы его единственной дочери Маргариты Валуа. На второй день турнира в нем вызвался участвовать сам монарх, до этого наблюдавший за поединками из своей ложи. Противником Генриха выступил граф Монтгомери.
Во время сшибки (когда противники, вооруженными длинными копьями сходятся верхом друг с другом) копье графа с тупым наконечником сломалось о прочные доспехи короля. По правилам нужно было бросать сломанное оружие, но граф Монтгомери замешкался и обломок копья ударил короля в забрало, попав через щель в нем прямо в глаз Генриха.
Осколки вошли так глубоко, что достигли мозга. 10 дней лучшие лекари Франции боролись за его жизнь, но спасти короля не удалось.
Бела I и ветхий трон
Король Венгрии, правивший ей в XI веке, запомнился потомкам как король–миротворец, который наладил связи со Священной Римской империей, искоренил инакомыслие и даже попытался ввести в стране что-то типа парламента. А еще он стал известен тем, что окончательно изжил всё язычество, подавив антихристианское восстание. Видимо, древние боги не простили королю этого и жестоко отомстили.
В 1063 году Бела I, которому на тот момент было 47 лет, свалился со своего трона. Вернее, старый и дряхлый трон просто рухнул под королем, и тот упал, придавленный тяжелой дубовой спинкой сиденья и потерял сознание. Полученные травмы были настолько серьезными, что короля не смогли поставить на ноги лучшие медики страны. Он скончался так и не приходя в себя, а сломанный трон Венгрии достался племяннику короля, который давно грозил свергнуть дядю.
Жизнь и деяния каждого монарха остались в людской памяти. Их вспоминают не только по поступкам, но и по прозвищам, которые у некоторых королей были уж очень необычные и даже порой обидные:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: disgustingmen.com; aif.ru; bigpicture.ru)