Сегодняшний пост посвящен итальянской комедии дель Арте (в переводе с итал. «комедия масок»), поскольку в нашем спектакле «Слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони используются отдельные элементы этого жанра площадного театра.
В классическом понимании - это комическое театральное представление, разыгрываемое профессиональными бродячими актерами под открытым небом. В XVI веке комедианты путешествовали по всей Италии и Европе. Представления проходили на временных сценах, в основном на городских улицах, но иногда богатые горожане приглашали актеров выступать в своих домах. Спектакли основывались на «размытом» сюжете, который не прописывался детально. Исполнители знали сценарий в общих чертах и сочиняли реплики на ходу.
История комедии масок, как ни странно, берет начало не в Италии, а во Франции и Испании – ближайших соседях. Там она стала развиваться по своим законам. Персонажи заимствовались и адаптировались. Актеры французского уличного театра не носили масок, а белили лицо мукой.
В итальянской комедии обязательно использовались маски, пантомима, буффонада, импровизационные сценки - «лацци». Этот вид представления предназначался для широкой публики: от простого зрителя до высшей знати.
В ХVIII веке, на заре Просвещения, реформатором итальянского театра и создателем новой национальной комедии становится Карло Гольдони, который заменил уличную комедию дель Арте пьесой в ее нынешнем понимании - с устойчивым текстом и реальными характерами персонажей.
В нашей постановке сочетаются разные жанры. Традиционные персонажи классической комедии - Труффальдино, Пантолоне, Бригелла, как и у Гольдони, играют без масок и площадной грубости, но в тоже время не отвергают приемы буффонады комедии дель Арте и активно используют элементы импровизации современного театра.
Надеемся, что такое прочтение пьесы понравится зрителю. Премьера - 23 сентября!