Найти тему

"Я краснею". Зверь внутри меня: дар или проклятье, вытеснить или дать место?

Оглавление

"Яркий, атмосферный мультфильм для всей семьи "Я краснею" поднимает новую для этого жанра тему подросткового созревания девочки, ее тревог по поводу изменений тела, перепадов настроения и новых чувств.

Есть не новые психологические темы: проблемы стиля воспитания, взаимоотношений между матерью и дочерью и проблемы сепарации. Также показана нам травма, передающаяся от матери к дочери, работа психических защит. А есть линии и сцены, которые меня удивили и порадовали: показана потребность подростков в инициации, хорошо визуализирован специфический инфантильный страх, четко показана незаменимая роль отца в отделении ребенка от матери.

Семья героини Мэй Ли китайского происхождения проживает в Торонто. Мэй Ли 13 лет, она помогает матери служить в Храме, где они почитают своих предков. Мэй Ли стремиться быть идеальной во всем - отлично учиться, все успевать и быть послушной дочерью. У Мэй Ли три верные и веселые подруги, с которыми она вместе фанатеет от мальчиковой группы. Ей бы и хотелось проводить с ними больше времени, но у нее все расписано занятиями и делами по дому.

Гиперопекпющая мама Мэй Ли
Гиперопекпющая мама Мэй Ли

В один из дней Мэй Ли, увидев соседского юношу продавца, обнаруживает в себе новые чувства, которые ее пугают. Не в силах с ними справиться она выплескивает романтические фантазии в виде серии рисунков в блокнот. Их обнаруживает вездесущая гиперопекающая мама и сама пугается взросления дочери. Не в силах это вынести она нарушает интимность происходящего с дочерью: прилюдно обвиняет в приставании к дочери того самого продавца и показывает рисунки, некоторые из которых попадают в руки одноклассника. Героиня переживает сильнейшую гамму чувств, главный из которых невыносимый стыд. Она обещает себе, что это больше не повторится, засыпает, а просыпается - огромной красной пандой. Вскоре Мэй Ли понимает, что любые сильные эмоции тут же превращают ее в зверя.

В образе красной панды мы видим две метафоры:

  • Созревание девочки и неприятие нового тела: " Я неопрятная, вонючая! Мама на меня даже не смотрит. Я уродина".
  • Работу психических защит отрицания - опять таки под воздействием гормонов настроение подростков очень сильно колеблется и эмоции принимают гипертрофированный вид. И эта эмоциональная сторона всячески отрицается - я хорошая, когда спокойная и в Дзене. А если, я испытываю и показываю сильные чувства - я зверь и монстр, которого надо загнать в клетку. Защита отрицание задействует много психического ресурса, об этом и говорит один из героев: " Держать зверя взаперти требует много сил".
Кадр из мультфильма "Я краснею"
Кадр из мультфильма "Я краснею"

Мэй Ли боится показаться всем на глаза, боясь отвержения. Но как оказалось, подруги от нее в восторге, остальные одноклассники готовы платить деньги за времяпровождение с ней. Да и мама с папой не удивлены превращением дочери. Они что то знают и скрывают от дочери. И вот здесь самое интересное.

Травма. Дар или проклятье?

В очередной раз нам показывают как формируется, закрепляется и передается поколенческая травма. Предок семьи - Сунь И, оставшись перед угрозой нападения врагов одна с детьми без мужской защиты, обращается к божеству с просьбой о помощи. И она получает дар, в нее вселяется дух красной панды, который сокрушает врагов. Женщине, оставшейся без опоры и помощи в сложные времена для того, чтобы выжить приходиться становиться сильной, жесткой, воинственной, агрессивной, уметь быстро действовать, запереть свои чувства под замок и потерять мягкость, чуткость. Такими же воспитаются все последующие поколения девочек. Но дар, помогающий выжить в невыносимых условиях, становится проклятьем в обычной жизни. Поэтому женщины рода искали выход, как справится со зверем внутри. Приемы самоконтроля и саморегуляции помогали на какое то время, но радикальное решение - провести ритуал по запиранию зверя как можно скорее. В процессе ритуала мы видим, что срабатывает другая психическая защита - расщепление: с помощью трансового пения девочка погружается внутрь себя и подходит к зеркалу. Входит в него и расщепляется - светлая "человеческая" сторона выходит в реальный мир, а темная животная остается внутри, напоминаем о ней служит лишь вещь, в которой как бы она заперта. Теперь неприятная, постыдная, неудобная сторона отщеплена и отброшена.

Инициация

Важная тема, о которой сейчас мало где прочитаешь. А ведь эта тема центральная во всех русских народных сказках, чтобы повзрослеть, то есть вступить в мир взрослых, Герой должен столкнуться с вызовом жизни, принять его, обрести помощников и победить темные силы. С точки зрения личной истории - это о том, что нужно столкнуться с жизненными трудностями, в процессе преодоления которых человек узнает свои сильные стороны, узнает свои слабости и интегрирует их в себе (как бы победит, то есть они не будут его больше пугать). Современный мир все больше стремится к безопасности и увеличению уровня комфорта, не оставляя шансов юной личности столкнуться с вызовами жизни. В мультфильме мать героини хорошо отражает эту тенденцию: оберегать, защищать дочь, ограждать от надуманных опасностей, не допускать проявлений самостоятельности. Но заложенное стремление к индивидуации берет вверх.

Девочки, держат в руках фото своей любимой  музыкальной группы
Девочки, держат в руках фото своей любимой музыкальной группы

И здесь, для девочек- подростков инициацией во взрослую жизнь является возможность попасть на концерт любимой группы, преодолев все сложности по приобретению дорогих билетов самостоятельно. Для них это становится вызовом, который они принимают: "Это не просто концерт, это первый шаг в нашу женственность".

Дружба и внутренние опоры

У Мэй потрясающие подруги. Они поддерживают, встают на защиту друг друга, слушают любимую группу и мечтают попасть на их концерт. Они те, кто впервые видят подругу в виде красной панды. И она им нравится!

В моменты сильных эмоциональных всплесков именно в кругу подруг она не превращалась в панду.

- Что-то в вас нейтрализует панду во мне!
- Это наша любовь - отвечают ей подруги.

И потом при воздействии триггеров Мэй Ли вспоминает образ своих подруг и приходит в спокойное состояние. В этом мы можем видеть, что у девочки сформирована внутренняя опора. Благодаря сильным корням и семейной истории, любящим и заботящимся родителям у Мэй Ли уже в раннем детстве формируется хороший внутренний объект, который определяет ее отношения с миром и типаж людей, которые будут окружать девочку.

Кадр из мультфильма "Я краснею"
Кадр из мультфильма "Я краснею"

Но Мэй Ли боится признаться своим родителям насколько она близка со своими подругами и, что она разделяет их интересы. На вопрос мамы, что же ей помогает оставаться спокойной, когда действуют эмоциональные триггеры, Мэй Ли с тревогой отвечает - "Конечно же вы, я представляю вас - свою любимую семью!." В этом моменте мы можем увидеть как проявляется сепарационная тревога: страх, что ей может понравиться кто то, кроме мамы.

Подавляемая агрессия и ранний страх

Как оказалось, внутренняя панда матери Мэй Ли была огромна и очень агрессивна. Глядя на образ бабушки, можно понять почему. Мать Мэй Ли - Мин, как и все женщины рода, была сильной, очень эмоциональной, но уровень семейных запретов так высок, что уровень подавляемой агрессии становится запредельным. И однажды Мин причинила своей матери боль (об этом говорит шрам на лбу). Это приводит к громадному чувству вины, страху своей силы, повышенной тревожности и сверхконтролю себя и других. Но агрессивная часть никуда не исчезла, эта часть была крепко подавлена и просто ждала своего часа. И дождалась! В момент, когда Мин узнаёт истинные интересы своей дочери она не выдерживает и превращается в зверя. И здесь мы можем увидеть всю мощь темной агрессивной части матери Мэй Ли.

Кадр из мультфильма "Я краснею". Девочки на концерте видят громадную разъяренную панду, которая крушит крышу концертного зала
Кадр из мультфильма "Я краснею". Девочки на концерте видят громадную разъяренную панду, которая крушит крышу концертного зала

Если посмотреть глазами Мэй Ли на образ громадной матери-панды, то можно рассмотреть и очень ранний, младенческий страх - быть поглощенным своей матерью. Мэй Ли- панда совсем крохотная и беззащитная по сравнению со своей разгневанной матерью (здесь вспоминается архетип Великой матери, одной из ипостасей которой быть ужасной и поглощающей. Этот страх неосознаваем и часто вскрывается уже на продвинутом этапе психотерапии).

Но Мэй Ли сильная, в процессе своего пути она обрела помощников - внутренние опоры, она вступает в схватку со своей матерью и выходит победителем по отвоевыванию внутренней свободы. " Я люблю мальчиков, люблю громкую музыку, мне 13!"

Роль отца

Подходим к интересному вопросу. Он возникает в тот момент, когда мы видим делегацию в виде бабушки и четырех теть Мэй Ли, которые прибывают провести ритуал.

"А где отец? Где отец Матери Мэй Ли и ее сестер? Есть ли мужья у сестер?"

Судя по рассказу отца Мэй Ли бабушка была против его кандидатуры в зятья, можно смело предположить, что ее тетки не замужем. Но точно мы не знаем )

КАдр из мультфильма "Я краснею". Бабушка Мэй Ли и ее четыре тети.
КАдр из мультфильма "Я краснею". Бабушка Мэй Ли и ее четыре тети.

Итак, мать Мэй Ли вопреки воли матери выбрала в мужья Цзиня. Он мягкий, добрый, понимающий, готовит и ведет хозяйство дома. Читая отзывы на этот мультфильм, я видела у многих сквозящее пренебрежение к нему, что он номинально присутствует и никакой роли в семье не играет. Я с этим не согласна! Отец показан на втором плане и будто не имеет возможности ни на что влиять, но возможно, так выглядят отцы в глазах девочек подростков. Тем не менее, отец играет важнейшую роль в процессе отделения Мэ Ли от требований матери и формировании собственной идентичности. Он вмешивается в ситуацию, когда Мэй Ли предала подруг, отказалась от исполнения мечты и согласилась запереть панду. Цзинь находит видеозапись девочек и видит, как им было весело, какое удовольствие все получали, когда Мэй Ли была в образе панды. И он ей говорит такие слова: "В людях много сторон. Главное, не задвигать плохое в сторону, а выделять этому место и жить с этим"

И эти слова попали в цель. Они психотерапевтичны! Когда совершался ритуал для Мэй Ли по запиранию зверя она прислушалась к себе и к тому, что она хочет: в момент погружения в глубь своей психики вместо расщепления она приняла и интегрировала в себя образ панды.

Кадр из мультфильма "Я краснею"
Кадр из мультфильма "Я краснею"

Мы знаем, что если не происходит вмешательство третьего (отца) в диаду мать-ребенок, то симбиотическое слияние может остаться на всю жизнь. Ребенок психологически захвачен матерью и не обретает собственную идентичность. Поэтому в "Я краснею" отец прекрасно справился со своей ролью.

А вы смотрели мультфильм? На что вы обратили свое внимание? Если вам понравился разбор, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и на мой телеграм канал