Найти в Дзене
ЦДРИ АФИША

ДОМ, В КОТОРОМ КЛОУН УВИДЕЛ ВЕЩИЙ СОН

ДОМ, В КОТОРОМ КЛОУН УВИДЕЛ ВЕЩИЙ СОН

Справедливо говорят, что даже экспромт удачен только в том случае, если он хорошо продуман. А большой праздник — тем более. Именно поэтому Центральный Дом работников искусств (ЦДРИ) уже начал подготовку к своему семидесятипятилетию, выпустив, как джинна из бутылки, проект предъюбилейных встреч под общим названием «Если бы не было ЦДРИ...». И хотя до больших торжеств еще полтора года с хвостиком, уже яснее ясного, что затея эта хороша на все сто.

Непередаваемо прекрасной была атмосфера уже прошедших вечеров. Что может быть дороже радости общения, когда собираются люди, знающие друг друга давным-давно, и вспоминают почти по-семейному щемяще-дорогие моменты и прикольные ситуации?!

Композитор Алексей Черный, например, умудрился побывать на сцене ЦДРИ еще за несколько месяцев до своего рождения (разумеется, благодаря маме). Заезжая теперь знаменитость Вячеслав Полунин когда-то не только с успехом дебютировал здесь, но и ночевал за кулисами, не имея пристанища в Москве. Народный художник Борис Ефимович Ефимов, отбросив небрежно, как шарф за спину, свои сто два года, с таким молодецким задором «выдал» оду, посвященную своему поистине родному дому, что безудержный зал стал хором скандировать в лад рифме дорогое всем слово «ЦДРИ».

-2

Сколько же нынешних звезд загоралось именно здесь, сколько же начинающих знаменитостей, не подозревая о будущем, тащили сюда свои робкие задумки, нечаянные радости и в конце концов всенародное признание.

Конечно же, у каждого человека, в жизни которого прописался ЦДРИ, свои немеркнущие воспоминания. Сколько же драгоценного хранят сами стены — вот уж, поистине, если бы могли бы они говорить!

Когда-то в особнячке на Пушечной играл в любительском спектакле молодой Константин Станиславский; здесь начинались мхатовцы; в росписях клубного фойе участвовали такие великолепные мастера кисти, как Рокотов, Мусатов, Родионов, Кукрыниксы...

А как часто и с каким нескрываемым пиитетом звучали здесь имена Барсовой, Качалова, Обуховой, Собинова, Книппер-Чеховой — родоначальников скромного клуба театральных работников, который вылупился на свет двадцать пятого февраля тридцатого года и быстренько вымахал «крутого парня» ЦДРИ.

Быть может, оттого, что в том далеком тридцатом «повивальная бабка» Маяковский приветствовал «младенца» новоиспеченной поэмой «Во весь голос», это стало напутствием на все времена. Шепот в ЦДРИ дозволялся разве что суфлеру. Здесь жили громко, радостно, озорно. И в этой свободе (несмотря ни на какие времена) обретали себя таланты. Дом на Пушечной был поистине отдушиной в мир без лицемерия и лжи. И потому-то сюда рвалась буквально вся творческая Москва. Особенно молодая. Здесь были завсегдатаями юные Сергей Образцов и Николай Хмелев, Рина Зеленая и Борис Тенин, Марк Прудкин и Михаил Яншин. С первыми своими работами знакомил зрителей Александр Калягин; нетленными своими пародиями радовал зал Аркадий Райкин, Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, полосатыми тиграми — Ирина Бугримова.

Годы никогда не старили ЦДРИ. И секрет, пожалуй, был проще пареной репы: в крепчайшем союзе мудрости и молодости. Какой огромный мир красоты могли запросто подарить здесь любому Константин Паустовский, Илья Эренбург, Сергей Герасимов. И каким заливистым колокольчиком трезвонил «Будильник» — веселый театр Плятта, Пельтцер, Абдулова... И само собой, он будоражил и не давал залеживаться легким на подъем «начинающим волшебникам»: Леониду Енгибарову, Юрию Саульскому, Александру Филиппенко...

Пожалуй, трудно найти человека мира искусства, жизнь которого так или иначе не пересеклась бы с ЦДРИ. И кто знает, в какую сторону повела бы кого-то из нынешних знаменитостей дорога судьбы, если бы... если бы не было ЦДРИ! Вот и получается, что времени уже не так-то и густо для того, чтобы успеть собрать как можно больше добрых воспоминаний к семидесятипятилетию. Для истории. И не только самого ЦДРИ, а нашего многопланового, богатейшего искусства.

И хорошо понятно, почему идея этих целенаправленных вечеров сразу же пришлась по душе художественному руководителю — директору Центрального Дома работников искусств Энгелисе Георгиевне Погореловой. Тридцать четыре года связаны у нее с этим Домом. И радости. И невзгоды. И открытия. И, безусловно, отрадно на правах заботливой и радушной хозяйки принимать теперь у себя столь дорогих гостей, продумывать всякий раз захватывающий сценарий и выходить, не скрывая волнения, на сцену в качестве ведущей.

-3

Когда-то Энгелиса мечтала стать актрисой, но теперь ничуть не жалеет, что выбрала ее другая стезя — угадывать истинные таланты и помогать им. Нелегкое, конечно, это дело, требующее любви, времени. Самоотдачи. И ничего удивительного, что в ответ на нередкие предложения руки и сердца от поклонников Энгелиса отвечает, ничуть не лукавя:

— Я замужем за ЦДРИ. (Какой мужчина выдержит, если любимая уходит на работу к десяти утра, а возвращается за полночь!)

Когда впервые Энгелиса переступила порог ЦДРИ, чтобы возглавить Клуб творческой молодежи, заместитель директора посмотрел на нее не очень одобрительно и изрек многозначительно:

— Много хорошего про тебя говорили, но ты для нас, в общем-то, кот в мешке.

Ох и трудно приходилось тогда этому «коту». Руководство требовало политмассовых вечеров, а молодежь жаждала дискуссий, откровений, открытий, всего того нового, что уже просачивалось сквозь прорехи «железного занавеса».

Однажды, например, включила Энгелиса в программу рок-группу «Крем», сладко грезя послевоенными пирожными с нежно-сливочным облаком. И вдруг на сцену вышли ребята в черном и вынесли... гроб. И стало ясно, что «Крем» — никакое ни розовое облако, а сокращение от слова «крематорий»...

Сколько же шишек схлопотала она тогда, несмотря на достойное выступление группы! Сколько слез пролила! Сколько несправедливостей и обид пережила, особенно в первые три года работы. Но какие это были прекрасные годы. И сколько интереснейших людей вокруг — поэт Юрий Ряшенцев, писатель Валерий Поволяев, бывший студент Щукинки Саша Филиппенко, режиссер студенческого театра МГУ Марк Розовский, выпускники школы-студии МХАТ... А какие были выездные бригады — на БАМ, на целину, в Подмосковье.

Конечно же, вера в богатые возможности Энгелисы Георгиевны, в ее одержимость, в ее порядочность и привела к тому, что она, сама того не желая, согласилась стать директором ЦДРИ в уже перестроечные времена. Чтобы спасти свой Дом.

Новые заботы. Новые трудности. Суровые, непохожие на вчерашние законы. Больше свободы и меньше возможностей. И надо, как той лягушке, попавшей в молоко, барахтаться, чтобы взбить масло. Надо, чтобы Дом пульсировал, как и прежде, чтобы не терял славы, чтобы к нему тянулись люди.

Не так давно прочла Энгелиса Георгиевна в книге всеми уважаемого народного артиста Этуша про то, что ее Дом — всеядный (в отличие от элитного Дома актеров), Сначала расстроилась. Потом обиделась. Затем обрадовалась:

— Да. Как же это хорошо! Все музы в гости к нам! Наш Дом — самый демократичный! И думается, что надо расширять круг друзей за счет врачей, учителей, ученых... Ведь это та самая интеллигенция, которая осталась сейчас самой незащищенной материально. Значит, задача сделать Дом еще доступнее.

Когда знакомишься с работой ЦДРИ поближе, только диву даешься, как много делается здесь. Два-три мероприятия каждый день. Секции — на любую сторону твоей души: театральная, музыкальная, поэзии, литературы... Клубы по интересам — «Сударыня», «Две гитары», «Школа Сократа» (семейный клуб), «Из дальних странствий возвратясь» и т.д.

Особая гордость ЦДРИ — его огромная выставочная деятельность. Две-три экспозиции в месяц — согласитесь! — большой труд.

Здесь проходили первые выставки Александра Шилова, Ильи Глазунова, Алексея Шмаринова, Исаака Бродского...

Представительный Совет по изобразительному искусству возглавляет доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России, ныне профессор Академии живописи, ваяния и зодчества Михаил Сергеевич Лебедянский. Велика его заслуга в бережном отношении к наследию старых мастеров, в пропаганде лучшего и в открытиях нового.

Совсем недавно москвичи и гости столицы имели возможность познакомиться с поистине уникальной коллекцией из фонда самого ЦДРИ, который собирается вот уже семьдесят три года. И надо было видеть и слышать, с каким трепетом Михаил Сергеевич Лебедянский и заведующая секцией изобразительного искусства Раиса Игнатьевна Пчелова открывали своим экскурсантам «Старую Москву» Евгения Куманькова, «Дороги войны» Ореста Верейского, «Облако» Татьяны Мавриной... С нескрываемой гордостью говорили они о выставке к 100-летию Юрия Пименова (в ЦДРИ была первая в Москве выставка этого художника, посвященная столь круглой дате!).

A с каким восторгом шел разговор о детских рисунках. Кто знает, быть может, кому-то из совсем еще юных ребятишек ЦДРИ поможет обрести большое имя. Так было всегда. Так должно быть и дальше.

Почему же вдруг начинаешь задумываться о тучах средь солнечного дня? Откуда выползает вдруг беспокойство?

И, оказывается, такое состояние души вовсе небезпричинно.

Вот уже четырнадцать лет старый особняк на Пушечной находится в аварийном положении. Центральный дом работников искусств платит за него аренду до 2017 года, сам располагаясь в это время в пристройке. Разумеется, руководство ЦДРИ потратило немало сил в поисках инвестора для реставрации старого особняка, планируя рассчитаться с ним пристройкой. И вдруг в апреле выясняется обстоятельство весьма странное. Москва умудрилась оформить пристройку к Дому на Пушечной в свою собственность. И теперь уже Москомимущество разрабатывает проект конкурса для инвесторов на реставрацию старого здания. Победителю обещана в собственность пристройка. А что же с ЦДРИ — с Центральным ордена Дружбы народов домом работников искусств? В высоких инстанциях обещают на словах, что он будет располагаться в основном особняке. Но можно ли этому верить? Ведь оформила же Москва на себя пристройку, не поставив в известность подлинных хозяев. Так что остается ждать: чем слово мэра отзовется?

Наталья КИСЕЛЕВА
Москва

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА
27 июня 2003 г.

#ЦДРИ #история #архив #музейцдри #Пушечная9 #Москва #ЭнгелисаПогорелова #пресса #статья #парламентскаягазета