Здесь представлено описание проекта, процесса постройки и затраченного времени. Самые терпеливые, в конце повествования найдут сам проект.
Эпилог
Первой построенной мной яхтой был Stevenson Weekender.
В данном повествовании речь пойдёт не про неё
Постройка викендера придала сил и уверенности в возможности самостоятельной постройки яхт.
Проект простой, не требовательный к опыту, финансам и трудозатратам, безусловно, в сравнении с другими проектами.
Весь процесс постройки Weekender-а по времени занял с конца июня до середины октября 2019 года.
Зимой 2019-2020 сшил паруса из кордуры.
Весной 2020-ого доделал румпель и летом спустил.
В процессе эксплуатации...
...захотелось яхту побольше.
Выбор проекта
Строить решил что-то не сильно затратное, прогулочное, побольше викендера, что можно транспортировать уже имеющимся прицепом ("Водник" 8213 В7) без необходимости получения категории "E" (общий вес с прицепом до 750 кг), вмещающееся в допустимый габарит транспортировки по дорогам общего пользования без спец.разрешений (2,5 м), ну и что-то посложнее технологии "сшей и склей".
Ещё одно требование - просторный кокпит! Возникло после опыта эксплуатации викендера с его просторной (относительно конечно) рубкой, куда за время эксплуатации пару раз лазили ради любопытства и/или вещи складывали в купе с жутко тесным кокпитом, где во время прогулок все сидят как селёдки в бочке.
Рассмотрев разные варианты, приобрёл проект Catboat Wittholz 14(15), как казалось лучший вариант. Однако я явно переоценил свой опыт. После проекта викендера, с его подробнейшим описанием и двумя DVD с видео-инструкциями всего процесса, приобретенный проект в виде нескольких страничек основных чертежей и размеров слегка поверг в шок и разочарование за потраченные деньги. Не на столько я квалифицирован, чтобы по "этим" чертежам построить яхту.
К тому же, способы постройки описанные в многочисленных книгах, на мой взгляд несколько трудоёмкие, можно сделать проще.
В итоге купил Компас-3D домашнюю версию и принялся проектировать своего кота. Сколько вечеров заняло проектирование с изучением мат.части, расчётами и т.д. оценить сложно, не засекал. Всё равно различные детали и нюансы лодки проектировались, дорабатывались и корректировались в процессе постройки. По итогу получился парусник (проект) со следующими характеристиками:
тип - Gaff-headed cat rig with jib
LOA - 26`11`` (8,2 м)
LOD - 16`2`` (4,93 м)
LWL - 15`10`` (4,84 м)
Beam - 7`8`` (2,34 м)
Displ. - 1850 lbs (839 кг = ~200 кг балласт + ~450 кг корпус + ~экипаж)
Ballast - 441 lbs (200 кг - съёмный, иначе превышает допустимую нагрузку на прицеп)
Sail area - 273 sq.ft. (25,35 м)
SA/Displ. - 28,97
Bal./Disp. - 23,84
Disp./Len. - 211,47
Motion Comfort Ratio - 9,56
Capsize Screening Formula (CSF) - 2,44
Theoretical Hull Speed (Kts): 5,31
Строительство
2020 год
Старт 8 октября
Шпангоуты натесные - как сандвич, с двух сторон фанерные листы, посередине деревянный массив. Всё склеено эпоксидкой и закреплено обычными, оцинкованными шурупами, которые утапливаются и покрываются эпоксидкой.
Кривые рисуются следующим образом: размечаем точки на фанере и в них забиваем гвозди, прижимаем к гвоздям что-то гнущееся, длинную линейку, деревянную рейку, крышку тонкого кабельного канала и проводим линию.
18 октября закончил чертить и вырезать все (по две на шпангоут) фанерные накладки.
22 октября затарился ангарской необрезной сосной камерной сушки.
1 ноября приступил к созданию шпангоутов.
Готов первый шпангоут.
Малковать шпангоуты решил уже по месту.
Так как мачта располагается между первым и вторым шпангоутами, они должны быть массивнее.
Источником всех размеров были "Правила и технические нормы классификации яхт и малых судов", Часть 2 Конструкция корпуса, Глава 4 Дерево и композиты - Регистра судоходства Ллойда, Отделение яхт и малых судов.
2 декабря получил посылку.
13 декабря, продолжаю делать шпангоуты.
26 декабря, транец в процессе.
2021 год
3 января, все шпангоуты закончил.
Эксперимент
Выпилил одинаковые рейки толщиной 4 мм, из одной и той же части доски. Склеил одним раствором эпоксидки, с разным наполнением
проверил на прочность
Результат
Эталонный вариант - две рейки без эпоксидки, скрученные шурупами сломались на 14 кг.
Просто эпоксидка - 27 кг
Эпоксидка со стеклотканью - 28 кг
Эпоксидка с аэросилом - 37 кг (сам удивлён)
17 января начал рисовать выкройки для парусов.
Сначала рисовал на миллиметровке и переносил на ткань, также делал паруса для первой яхты. Потом начал чертить сразу по ткани. Советую не связываться с миллиметровкой, та которая мне попадалась, была сама по себе кривая.
24 января уток наделал, хоть отвлечься от парусов.
13 февраля приступил к крою ткани для парусов и 14 февраля закончил.
Ткань резал этим ножом.
21 февраля закончил сшивать части джиба.
Для шитья использовал машинку Aurora A-2153HM
24 марта принялся шить грот (main sail). Вообще с парусами много возни, чем больше парус тем неудобнее его шить.
Прекратил заниматься парусами 5 мая.
Прекратил - не закончил, осталось люверсов набить и обшить их.
7 мая напилил деталей и 8 мая склеил киль.
Отверстия по центру - это я туда собирался свинец загружать. По итогу свинец купил в виде 36-и листов 950х170 толщиной 3-4 мм - такими стены рентгеновских помещений обивают. Выложил их по днищу вдоль киля, свинца вышло 204,5 кг.
22 мая установил киль на стапель, начал сборку корпуса.
Шпангоут одевается на киль сверху. Крепил уголком из нержавейки 50х50х5 и шурупами 50х4,5 по шесть шурупов на уголок, три в киль и три в шпангоут, и так с каждого угла.
29 мая все шпангоуты были установлены.
к 26 июня закончил малковать по бортам и успешно перевернули с сыном и братом.
4 июля малковал по днищу и закрепил нулевые ламели с каждого борта.
Крыша рубки временная, для укрепления конструкции при перевороте и чтобы шпангоуты по асфальту не шаркали.
20 июля, продолжается набор корпуса.
22 июля получил ещё одну посылку
За изготовление большое спасибо Владимиру!
30 июля закончил набор, 31-ого приступил к шпаклёвке
Днище набрал из фанеры 12 мм. Борта из реек, напиленных из необрезной 6-и метровой доски. Толщина ламелей 12-13 мм. Шпаклевал эпоксидкой с аэросилом. В зависимости от толщины щелей добавлял в раствор микрофибру из стеклоткани.
1 августа отфрезеровал рейки для мачты.
15 августа склеил мачту.
29 августа закончил шпаклевать корпус.
4 сентября оклеили лодку стеклом.
с 5 по 25 сентября, отдирал порнографию, что получилась в результате оклейки стеклом. Какой же это неприятный и муторный процесс. Как не защищайся, всё равно потом весь в пыли и микроскопических волокнах стеклоткани, как будто в стекловате повалялся. Одежда не отстирывается, вроде чистая, а одеваешь и вся колется. Выбросил.
с 26-ого сентября, начал оклеивать заново проблемные участки.
Только к 16 октября удалось добиться более-менее приемлемого результата. Полтора месяца занял процесс оклейки стеклом.
Не забывайте про технику безопасности!
Очки, по возможности перчатки и никогда не работайте в тапках!
Очень опасны моменты, когда возникает мысль по быстрому что-то отпилить - тут же чуть-чуть! Что может пойти не так? Поверьте, много чего.
Ещё один совет. Если в процессе работы возникают моменты, когда начинаете ронять инструмент, спотыкаться о провода электроинструмента с выдергиванием его из розетки, шурупы рассыпаются, куда-то делся отрезной диск который вот тут лежал, где блин карандаш и т.д. - всё, бросайте на сегодня. По опыту, если на упёртости продолжить - на завтра придётся всё переделывать ровно с этого момента.
Очки, кроме защиты от травм, реально экономят время. Можно спокойно продолжать работать вместо получасовых попыток достать из глаза очередную мелкую опилку.
С 17 по 19 октября покрыл судно эпоксидной грунт-эмалью, два слоя. Места сверху бортов (на нижнем фото они снизу) оставил на после переворота. Ровнять корпус до зеркального состояние не стал по трём причинам. Первая - я её не для выставки делаю. Вторая - выводить корпус это муторный и длительный процесс, на дворе конец октября, начинать этим заниматься придётся уже ближе к лету, а так спуск ещё на год откладывается. Третья - было тупо лень этим заниматься. К тому же, не забываем про известную истину, перфекционизм - враг продуктивности.
До 25-ого декабря в вялотекущем темпе занимался мачтой.
2022 год
Январь и февраль вообще ничего не делал.
В марте не спеша продолжил возиться с мачтой и склеил гафель.
9 апреля склеил бушприт.
15 апреля почти закончил сапог мачты, осталось пару дырок просверлить.
16 апреля перевернули корпус и вернули его на стапель.
Кажется скоро закончу, основное почти готово, ещё немного и можно будет спускать. Ничего подобного! Работы ещё навалом - это не свет в конце тоннеля, это прожектор встречного поезда.
с 1 по 7 мая шпаклевал и оклеил днище и борта стеклотканью изнутри корпуса.
8 мая закончил палубу в кокпите и рубке.
к 14-му мая стенки рубки и основная палуба готовы, примерил бушприт.
Не нравятся мне варианты, когда бушприт торчит не по центру, а с одного борта под углом. Поэтому спроектировал такой, чуть больше мороки, за то симметрично.
к 17-му мая закончил банки вдоль бортов и комингсы, они же спинки.
26 мая все банки и рундуки готовы, крыша рубки на месте.
31 мая готовы все детали выстрела (задний бушприт), дальше клеить.
8 июня закончил шлифовать и шпаклевать палубу и банки в кокпите.
11 июня покрыл корпус грунтом (где оставалось). Палубу, рубку и кокпит первым слоем эпоксидки. Лак решил не использовать совсем, нигде.
12 июня положил второй слой.
Эллинга нет, так что от прилипших летающих никуда не денешься.
С 14 по 18 июня закончил возиться с джибом, позже с гротом.
3 июля, кое-как разметил ватерлинию с помощью шланга с водой и покрасил корпус выше ватерлинии.
Второй месяц лета пошёл, а сделать ещё нужно очень много. Вроде по мелочи, но этих мелочей не счесть. Начинает надоедать этот марафон.
6 июля первый подъём мачты.
16 июля бушприт, выстрел, мачта, гик - всё готово и установлено
19 июля вант-путенсы и привальные брусья на местах
22 июля финальная сборка, перед разбором для погрузки на прицеп
23 июля готовы детали для румпеля
Между делом ещё юферсов изготовил, восемь штук.
Стоячий такелаж решил делать на джутовых верёвках, всё равно половина сезона уже прошла, не успеют сгнить.
26 июля затолкали яхту со стапеля на прицеп. Участвовало девять человек, хватило бы и семерых. По трое с бортов придерживают и подталкивают, один на лебёдке прицепа.
28 и 29 июля подогнал рейлинги прицепа под новый размер лодки
Июль прошёл. Как же меня этот марафон задалбал к этому моменту, кто бы знал!
3 августа закончил румпель
6 августа - спустили
Постройка завершена!
Описанный здесь процесс постройки как кинофильм, с дубляжом. Реальный, поминутный хронометраж постройки тут.
Итого, на постройку ушло 568 часов 34 минуты.
Как я считал время - перед началом работы включал таймер на телефоне, когда закончил, помыл руки - выключил таймер. Сразу или позже записал данные - что делал и сколько ушло времени, после записи сбрасывал таймер. Если забывал записать, то при следующем подходе при включении таймера сразу понимаешь что не записано - таймер не сброшен, тогда шёл записывать и только после этого приступал. Да, иногда забывал включать таймер сразу, тогда примерно засекал когда начал и прибавлял. Итоговое время не идеально точное, но весьма близко к истине.
Всего было 245 трудодней или подходов, это когда я что либо делал, хотя бы 10 минут.
По затраченному времени, получилась следующая картина:
49% - корпус, включая рубку, палубу, банки, рундуки, привальный брус.
21% - паруса.
30% - всё остальное включая весь такелаж и румпель.
По финансам картина такая:
47% - корпус, в т.ч. мачта, бушприт, выстрел и т.д. всё что деревянное и склеенное. Доски, брёвна, эпоксидная смола, стекломат и стеклоткань, нержавейка, электромотор (на 55 lbs) и пара аккумуляторов к нему (по 38 А/ч), тентовая ткань.
15% - расходный материал: шурупы, гайки, валики, кисточки, медицинские перчатки для работы с эпоксидкой, ёмкости, линейки, свёрла, различные диски для болгарки, фрезы, струбцины, хомуты и т.д.
14% - балласт.
13% - паруса.
11% - дельные вещи, фалы, шкоты.
Благодарности
За помощь и поддержку огромная благодарность моей супруге Олесе!
Спасибо всем кто помогал в трудные моменты, особенно Арсению, Диане, Владимиру и Даниле.
Отдельная благодарность за поддержку СТПК Жетысу,
и конечно моим родителям!
Проект
Если вдруг у кого-то возникнет желание построить себе такую же яхту, только чуть лучше, я всегда готов проконсультировать и ответить на любые вопросы. Пишите в Telegram.
14 августа 2022 г
p.s. как появятся фотки покрасивее на парусах, добавлю