Предыдущая часть:
Ключевик №3. Борис Скосырев / Борис I, король Андорры.
Если Вы думаете, что Остап Бендер сугубо литературный герой, то весьма и весьма заблуждаетесь.
Был среди сынов России настоящий "Великий комбинатор", ставший на две недели королем Андорры, начавший в стране прогрессивные реформы и даже объявивший соседям войну (!).
Родился наш герой, как водится, в России в 1896 году в семье корнета запаса армейской кавалерии, потомственного почётного гражданина, петербургского купеческого сына Михаила Михайловича Скосырева и его жены Елизаветы Дмитриевны Скосыревой.
Далее, будучи не последних кровей, успел, как и многие его сверстники, повоевать в Первую мировую, а потом, с началом Гражданской войны, эмигрировать в Европу (в эти ваши Великобритании, Нидерланды, Испании), попутно прокачивая свои навыки аферы.
Так, в Соединенном Королевстве Борис, обладающий отменными манерами и знающий 6 языков, утверждал, что работал британским секретным агентом в Первую мировую. Впаривал свои геройские истории всяким "The Times". И имел нехилый профит с этого.
Но, по факту, к концу пребывания в Бриташке успел побывать в английской тюрьме за подделку чеков.
Соответственно, в Голландии и Испании истории примерно повторялись.
В 1933 году Скосырев впервые посетил Андорру и получил местное подданство. Стоит отметить, что княжество в это время было фактически отрезано от внешнего мира, а внутри сохранялись всякие-нехорошие феодальные пережитки.
И тут наш "Остап" смекнул...
На заседании Генерального совета (тогда 2 в 1 - и парламент, и правительство) Борис представил план осуществления реформ по превращению Андорры в страну с благоприятным фискальным режимом, открытую для инвесторов и туристов.
Члены Совета внимательно выслушали все предложения, затем посадили в автомобиль "Великого комбинатора" и в сопровождении жандармов выдворили его из княжества.
Но кто такой Борис Бритва Скосырев, чтобы сдаваться?
Находясь в изгнании, он упорядочивает свои идеи, пишет проект Конституции, активно дает интервью всем известным европейским газетам от имени будущего правителя Андорры и через год возвращается в княжество с новым предложением, от которого нельзя отказаться...
7 июля 1934 года Борис обращается к Генеральному Совету, предлагая принять себя в качестве короля Андорры. Дело в том, что Франция на тот момент была уже президентской республикой и, де-юре, к президентам (в отличие от французских монархов) никогда не переходило право суверенитета над Андоррой.
И тут появляется Борис, исполняющий функции регента французского короля...
Необходимо добавить, что наш "Остап" во второй раз удвоил свою ставку, пообещав профиты не только местной элите, но и всем подданным княжества. Среди обещаний: всеобщее избирательное право, освобождение андоррцев от налогов и искоренение безработицы.
Ну и, конечно же, первая в истории страны Конституция, отпечатанная, к слову, в местном ларьке и распространенная в виде листовок (Спойлер: принять её не успели).
Profit!
8 июля 1934 г. Генеральный совет утвердил реформы, а бывший гражданин Российской империи стал полноправным европейским монархом.
Правление Бориса I началось за здравие. Например, одним из первых указов новоявленный король отнял все привилегии у испанских и французских бизнесменов, грабивших страну многие десятилетия.
Но, постойте. Андорра же, скажете Вы, является со-княжеством. Как на это посмотрел второй соправитель, епископ Урехельский?
В этом и начинается загвоздка...
Изначально священник в целом благосклонно отнёсся к новоявленной монархии. Все равноправия и прочие прогрессивные штуки хорошо укладывались в догматы Христианства.
Но Борис Первый захотел превратить Андорру (по примеру Монако) в игорную зону с преферансом и профурсетками, ибо это был бы, вполне себе, легкий и проверенный путь обогатить местную казну. Но с точки зрения религии - азартные игры явно не самый выдающийся способ попасть верующему католику в Рай.
Начался конфликт.
В результате него Скосырев объявляет войну епископу Урехельскому, и через 12 дней после вступления на престол подвергается аресту пятью каталонскими гвардейцами, вызванными епископом.
Все реформы были свернуты. А первую Конституцию Андорра получила лишь в 1993 году.
Скосырев подвергся суду в конце октября 1934 г. По обвинению в незаконном пересечении границы (ибо формально никаких иных законов своими «королевскими» действиями он не нарушал). Учитывая несколько месяцев, уже проведённых в предварительном заключении, он вскоре был освобождён и выслан в Португалию.
Андоррская история афериста закончилась, но впереди его ждала долгая и насыщенная жизнь. Борис был немецким переводчиком во время Второй мировой войны, был отправлен на принудительные работы в сибирские лагеря, а скончался аж в 1989 г. в статусе провинциального западногерманского пенсионера.
Продолжение следует...